Антикризисные подходы. Публикация руководителя Центра taxCOACH® Ярослава Савина в "Итогах 2014 года" газеты Коммерсантъ

Уральский бизнес достаточно быстро почувствовал, что 2015 год будет для него тяжелым. Поэтому еще в 2014 году начал активно оптимизировать свою деятельность: снижать кредитную нагрузку, сокращать расходы и отказываться от неперспективных проектов. Некоторые предприниматели выбирают такие антикризисные меры, как контролируемое банкротство или незаконная экономия на налогах. Впрочем, эксперты предостерегают, что в этот раз государство хорошо подготовилось к такому развитию событий. 

К кризису компании на Урале подошли с разной степенью готовности. «Мы срезаем с бизнеса весь лишний жир, иногда даже с мясом, в угоду эффективности на падающем рынке», признается директор екатеринбургского интернет-холдинга 66.ru Евгений Островский. В 2014 году холдинг отказался от разработки собственной электронной почты и продал интернет-магазин Akatori.ru. Компания сконцентрировалась на проекте rabota66.ru и на развитии job-порталов в Кыргызстане и в Азербайджане. «Для нас это важнейший шаг на ближайшие пару-тройку лет. Диверсификация бизнеса от моноэкономики одной страны», - говорит господин Островский.

Телекоммуникационные компании в условиях кризиса готовы пожертвовать рентабельностью. Как рассказал директор филиала компании «Дом.ru» в Екатеринбурге Эдуард Афонцев, провайдер разработал план мероприятий, который должен позволить «нивелировать потери от падения курса рубля». Прежде всего, это сплит-продажи дорогого оборудования и субсидирование покупки оборудования для клиента. «В сложный период нужно повышать не цену, а ценность услуги для абонента. У прогрессивных операторов маржа EBITDA достигает 40-50% (у «Дом.ru» по итогам 9 месяцев 2014 года - 40%), и в текущей ситуации мы можем пожертвовать частью рентабельности», - говорит господин Афонцев. Акцент на удержание клиентов и увеличение проникновения на имеющихся участках рынка сделал и екатеринбургский интернет-провайдер “Инсис”. «Вопрос цены второстепенен: никого не будет устраивать дешевая связь, которая, то есть, то ее нет», - поясняет гендиректор компании Артем Черанев. По словам предпринимателя, кредитная нагрузка «Инсиса» менее 10% оборота, она снижается, поэтому опасений по поводу устойчивости бизнеса у него нет.

Производители констатируют серьезное падение покупательского спроса. «Спрос на бытовую технику и электронику значительно снизился. Хотя есть и товары, которые всегда будут востребованы людьми. Например, чайник или пылесос, не говоря уже о лампочках, есть практически в каждом доме. Если прибор выйдет из строя, каждый из нас купит новый», - отмечает директор Philips в УрФО (я нашел на сайте самого же филипса новость, где он в такой должности) Сергей Петров, указывая на смещение спроса в сторону более низкого ценового сегмента. Компания Philips «внимательно пересмотрела все статьи расходов и сократила наименее эффективные затраты» (прежде всего, маркетинговую активность). 

Как отмечают в «Инвитро-Урал», в медицине, в отличие от других сфер услуг, снижение спроса происходит «не так резко, как в других сферах». Тем не менее, 85% оборудования, реагентов и расходных материалов компания закупает у иностранных поставщиков и страдает от девальвации рубля. «Мы продолжаем закупки в тех же объемах у зарубежных поставщиков для сохранения качества услуг. К тому же мы не можем заменить используемые реагенты на более дешевые из-за особенностей технологического процесса», - подчеркивает гендиректор «Инвитро-Урал» Андрей Тарасов. Возросшие издержки компании удалось частично покрыть, повысив стоимость услуг на 10%. Для ряда медофисов снизились арендные ставки на 5-10% и увеличился объем лабораторных исследований за счет притока корпоративных клиентов. 

Между тем, в 2014 году в России на 30% выросло число банкротств, и эксперты прогнозируют усиление этой тенденции. По данным Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности - taxCOACH, в Свердловской области в первые полтора месяца 2015 года число заявлений о банкротстве по сравнению с тем же периодом прошлого года возросло на 35% (140 заявлений против 91), в Челябинской области – на 36% (111 против 71), а в Тюменской области – на 19% (53 заявления против 43). В большинстве случаев инициаторы банкротств – сами должники, контрагенты, банки и налоговые инспекции. 

Эксперты отмечают, что в кризис контролируемые банкротства – любимый инструмент избавления от долгов. Однако в 2014 году законодатель хорошо подготовился к такому развитию событий, предупреждает руководитель Центра taxCOACH Ярослав Савин. «Закон "О банкротстве" ввел презумпцию виновности руководителей и учредителей за банкротство. Ранее вину и, как следствие, возможность привлечь к имущественной ответственности, доказывали кредиторы. Теперь для них все упрощается», - говорит он. Кроме того, c 29 января вступили в силу другие поправки в закон «О банкротстве»: в частности, теперь банкрот лишился права выбирать арбитражного управляющего. «Да и закон «О банкротстве физлиц» распространяется вовсе не только на граждан, не сумевших вернуть кредит на новенький смартфон, но и на владельцев бизнеса, если таковые привлечены к имущественной ответственности», - подчеркивает господин Савин.

Другая спорная антикризисная мера – незаконная оптимизация налогов. Экономия на НДС, который не оптимизируется законными средствами, является самым распространенным налоговым правонарушением (НДС активно «оптимизирует» малый и средний бизнес). Но с этого года вместе с декларациями бизнес обязан подавать в налоговые инспекции книги покупок и продаж, позволяющие отследить всю цепочку создания добавленной стоимости. «Коварный замысел налоговиков таков: данные книг покупок и продаж каждого налогоплательщика в автоматическом режиме будут сверяться с аналогичными данными, поступившими с отчетами по НДС от всех поставщиков и покупателей, в режиме онлайн выявляя расхождения, что делает невозможным использование «проблемных» контрагентов», - отмечает Ярослав Савин.

Больше всего в этой ситуации рискуют компании, которые уклоняются от уплаты налогов, подчеркивает руководитель сервиса «Контур.Сверка» IT-компании «СКБ Контур» Светлана Стрельникова. «Но столкнутся с трудностями и те организации, которые ненамеренно выбрали в качестве контрагентов фирмы-«однодневки». Если по результатам проверки у налоговых органов возникнут сомнения в обоснованности налоговой выгоды, которую получает предприятие, они могут отказать в вычете НДС, а сверх того начислить пени и штрафы”, - поясняет она. 

Эксперты отмечают, что в 2015 году государство будет активно выявлять случаи неуплаты налогов, поскольку как региональные, так и федеральный бюджеты остродефицитны. Причем, за счет использования более чем двадцати программно-информационных комплексов фискалы будут эффективно выявлять незаконные схемы оптимизации не только НДС, но и других налогов и сборов: прежде всего, налога на прибыль и НДФЛ. И традиционная для многих компаний в любой кризис экономия на налоговых “издержках” ставит под удар само их существование.

"Итоги года" газеты Коммерсантъ