https://www.facebook.com/tr?id=459841534369706&ev=PageView &noscript=1"/> Авторская колонка руководителя Центра taxCOACH Ярослава Савина для "Делового Квартала" об особенностях поддержки среднего бизнеса

Авторская колонка руководителя Центра taxCOACH Ярослава Савина для "Делового Квартала" об особенностях поддержки среднего бизнеса

Present_2.pngВ Свердловской области любят рассуждать о привлечении инвестиций со стороны. Но для того, чтобы вырастить дерево, мало закопать в землю мешок с деньгами.

Я не ставил бы инвесторов из других регионов или даже стран в приоритет областного развития. Тем более для их привлечения не хватит только лишь налоговых льгот в особых экономических зонах. У нас есть свои предприятия, которые производят продукцию с высокой добавленной стоимостью, вносят ощутимый вклад в региональный ВВП. И стимулирование должно касаться именно их в первую очередь. Сегодня никому не интересно вкладываться в голую землю, все смотрят на то, что на ней уже растет и как быстро. Пока мы думаем как заинтересовать бизнес из других регионов, от нас собственные компании уходят в эти самые «другие регионы»? Я за то, чтобы сначала дать возможность окрепнуть местному производству. Особенно в формате среднего бизнеса. У нас есть, я видел это собственными глазами, в этой среде потенциал. Я не говорю о торговле, поскольку это другая история и другие механизмы.

Странно, что местные власти ставят знак равенства между поддержкой и налоговыми льготами. У региона, к сожалению, есть возможность подвинуться лишь по налогу на прибыль, на имущество и транспортному налогу. Плюс влиять на земельный налог через кадастровую стоимость. Да и здесь в Свердловская область не в передовиках. Тех льгот, которые работают в широком диапазоне, а не заточены под определенные предприятия, пересчитать по пальцам. Одно из самых эффективных и вкусных решений в регионе – по упрощенной системе налогообложения (доходы минус расходы), которой активно пользуется и средний бизнес в рамках групп компаний (кстати обоснованность этого подхода несколько раз подтвердил и ВАС РФ). При базовой ставке УСН в 7% (а для целого ряда отраслей экономики и вовсе 5%) вместо обычных 15%, мы может выглядим и не так привлекательно, как, например, Югра или ЯНАО с их 5%, но гораздо лучше, чем Челябинск с 15%.

Конечно, регионы оказались в непростой ситуации. Ведь налоговый контроль сосредоточен на НДС, поступающем в федеральный бюджет, и достиг на сегодняшний день выдающихся результатов (эффективность составляет 99,8%). Учитывая, что НДС законными средствами не оптимизируется, а связи с «однодневками» сопряжены со все большими рисками, то в попытке хоть как-то сохранить рентабельность, бизнес вынужден по максимуму использовать механизмы сокращения базы по налогу на прибыль. Поэтому небольшие льготы по налогам с доходов не придают импульс развитию бизнеса в моменте, это только лишь такого рода успокоительное для бизнесменов. Они осознают, что то, что не удастся оптимизировать, будет обложено налогом по ставке 7% (если говорить об УСН), или по ставке 15,5% (если говорить о действующих льготах по налогу на прибыль). Но и это уже дает бизнесу какую-то уверенность в завтрашнем дне, и я не уверен, что это автоматически означает выпадающие доходы для регионального бюджета.

С другой стороны, нет денег на льготы и прямые субсидии? Окей, помогите чем-то другим. Мы в силах ускорить подключение к инфраструктуре, удешевить пользование ей. Пусть Свердловская область будет общеизвестным чемпионом в этом вопросе - это ли не способ привлечения инвестиций? А пока мы уступаем даже соседям из Челябинска. И вообще, почему наш бизнес покупает энергию в три раза дороже, чем у нас покупают китайцы? Некоторые предприятия в Свердловской области вообще работают только во вторую и третью смены. При этом тарифы устанавливаются на уровне региона. Далее, хороший и уже работающий инструмент – госгарантии по кредитам для бизнеса. Но тут есть ограничения в части объемов самих гарантий и условий их использования, да и банковское финансирование сегодня – возможно не самый удачный инструмент для развития. Срок возврата бизнес-кредита в среднем – три года, а в текущей ситуации за этот срок собственники компаний, что-то производящих, успевают только понять, правильное ли они выбрали направление. Это как пустить стрелу с надеждой попасть в мишень через три года, в течение которых на нее будут действовать разные силы, как предсказуемо, так и неожиданно.

Отсутствие внятных, просчитанных и эффективных инструментов поддержки бизнеса «для всех» – это не только наша проблема, она актуальна для всех российских регионов. Отдельный успех, например, Калужской области, где сконцентрировались сборочные производства зарубежных автопроизводителей – явление, как мне кажется, временное и несистемное. Никто не знает, протянут ли эти сборочные площадки еще лет 10. Некоторые из подходов мне понравились в Татарстане. А в Свердловской области общефедеральная ситуация усугубляется тем, что основополагающая для нее металлургия, скажем так, «уставший игрок». Да и голова этой «падающей» отрасли зачастую лежит не здесь, а в Москве, и это еще снижает те доходы, которые регион может получить от местных заводов. И при этом, к сожалению, Свердловская область похоже не знает на ком она будет зарабатывать в ближайшие годы, в среднесрочной перспективе.

Возможно, решение проблемы стоит начать с определения максимально широких исходных экономических критериев предприятий, на потенциал которых мы могли бы сделать ставку. И для них ввести более значимое, чем существующее, налоговое стимулирование (нынешняя льгота по налогу на прибыль для организаций с критерием «уставный капитал более 10 млн. рублей» мне не очень понятна). В течение трех лет при этом детально анализировать, какие отрасли и форматы бизнеса воспользовались льготами наиболее полно и рационально, какие из них показали лучшие результаты. И уже для них вводить адресную, более значимую поддержку. Мы любим создавать «черные списки», а теперь давайте учиться создавать «белые».

Еще один светлый момент – проведение в области масштабных международных мероприятий. Кто бы что ни говорил по поводу Чемпионата мира или уже, к сожалению, проигранного ЭКСПО-2020, это возможность для бизнеса презентовать себя максимально широкой аудитории. А наличие возможности уж точно лучше, чем ее отсутствие. Да, вопрос цены - актуален, но ни от одного бизнесмена я не слышал негативных комментариев по поводу проведения в Екатеринбурге подобных проектов. А в разговорах с бизнесменами в других регионах я, наоборот, часто слышу нотки зависти тому, что у нас столько всего происходит. Что мы раскачиваем лодку, и это приносит результат.

Журнал "Деловой Квартал"