Хозяйственное партнерство (примеры из практики taxCOACH®)

Неоднократно в выпусках нашей рассылки мы подчеркивали, что в отечественной правовой системе можно найти достойные юридические инструменты для защиты имущественных интересов собственников, закрепления правил игры между ними, фиксации условий и гарантий инвестиционных проектов и т.п. Одним из подобных инструментов является такая организационно-правовая форма юридического лица как Хозяйственное партнерство. Вынуждены обратить на него особое внимание, поскольку на сегодняшний день всего 21 компания такого вида создана на территории России, начиная с 2011 года, несмотря на все очевидные плюсы. 

Напомним, что Хозяйственное партнерство - это коммерческая организация. Минимальное количество членов - 2, максимальное - 50. Его фундаментальная особенность заключается в возможности участниками этой компании (партнерами) максимально гибко и исключительно по своему усмотрению определять в Соглашении об управлении партнерством любые «правила игры» (1)

   - различный объем прав и обязанностей разных участников партнерства, в том числе на участие в управлении партнерством непропорционально доле в складочном капитале;

   - порядок и условия приема новых участников, выхода старых, в том числе при наступлении или ненаступлении определенных событий;

   - приоритет прав одних участников перед другими, а также иные условия, необходимые в связи с различными условиями реализации бизнес-проектов;

   - свою структуру органов управления и объем их компетенции и др.

(1) Федеральный закон от 03.12.2011 N 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах»

Есть, конечно, некоторые законодательно установленные минусы - например, хозяйственное партнерство (далее ХП) не может быть участником (учредителем) других юридических лиц, что исключает возможность использования этой формы в качестве управляющей компании, владеющей организациями в группе: 

Выходом здесь может стать использование ХП в перекрестном владении (см.Перекрестное владение в ООО - способ обеспечения владельческого контроля ):



Замкнутой структурой юридических лиц управляет ХП, выполняя функции единоличного исполнительного органа. Фактически Партнерство принимает решения за каждое юридическое лицо, будучи представителем его мажоритарного (а то и единственного) участника. Именно в рамках ХП гибко отрегулированы все отношения между партнерами. В этом варианте нельзя распределять дивиденды, но эта проблема может быть решена за счет обеспечения иного центра формирования прибыли (источника выплат собственникам) в группе компаний. 

Именно гибкость в регулировании отношений делает привлекательным ХП для использования в юридическом регулировании инвестиционных проектов. 

Пример: есть раскрученная торговая марка сети баров,обкатанные временем стандарты обслуживания и опыт. Для развитии сети собственники готовы принять в состав партнеров иных лиц, готовых финансово вложиться в развитие конкретных точек общепита. При этом собственники желают именно участвовать в прибыли каждой точки. В свою очередь привлекаемые инвесторы хотят не только «брендовой» поддержки, но и гарантий выкупа сетью отдельного бара при наступлении определенных событий. Очевидно, что в рамки договора франчайзинга эти отношения не укладываются полностью. По этой причине был предложен следующий вариант: 

Создается Хозяйственное партнерство на которое регистрируется товарный знак. При этом собственники бизнеса на этом этапе уже регулируют хитрые отношения между собой. Одновременно определяются условия привлечения инвесторов в состав членов ХП. Их объем прав несколько снижен в сравнении с правами собственников, так, например, они получают доход только от прибыли исключительно своего бара, не имеют права принимать решения в части использования торговой марки и имущества компании. 

Вступая в партнерство, инвесторы вносят определенную сумму денег, которая должна пойти на развитие отдельного (их) бара. Эти средства, вместе с дополнительными вложениями собственников, передаются уже конкретном юридическому лицу или ИП в качестве займа вместе с правом пользования торговой маркой и помещением для бара. Такой вариант обеспечивает владельческий контроль собственников: в случае нарушения инвестором условий сотрудничества и стандартов сети есть возможность быстро прекратить существование конкретного бара, поскольку деньги и имущество предоставлено ХП. В свою очередь, инвестор при наступлении подобных условий может потребовать выкупа своего вклада в партнерстве по заранее установленной цене. Также прописаны гарантии обеих сторон на случай финансовой неудачи деятельности бара. Прибылью для ХП станет проценты по займам, оплата пользования ТЗ. Основную часть прибыли Инвестор получит на уровне своей компании, непосредственно занимающейся баром. 

Как видим, такой казалось бы экзотический инструмент как хозяйственное партнерство вполне успешно может использоваться для решения вполне распространенных задач. О других нестандартных способах решения стандартных задач мы поговорим с Вами на Бизнес-курсе «ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ! Все об оптимизации среднего бизнеса», который пройдет в Екатеринбурге 12 - 14 февраля 2014 года.

Обсудить материал с автором...

Другие наши материалы Вам в помощь: 

1. Налоговые особенности при выходе участника из ООО

2. Апгрейд норм по интеллектуальной собственности: внесены изменения в четвертую часть ГК

3. Производственный кооператив: без иллюзий (кейс из практики taxCOACH)

4. Лед тронулся. Суды стали признавать Договор об осуществлении прав участников в ООО 

5. Апгрейд инвестиционного товарищества: вступили в силу значимые изменения

6. "Теперь командовать парадом буду я"...Расширение компетенции Совета директоров

7. Реорганизация "на грани фола": оценка судами принципа справедливого распределения имущества и обязательств