Мини-интервью с Ярославом Савиным в качестве руководителя бизнес-школы taxCOACH в газете "КоммерсантЪ" (Урал)

«Большинство программ корпоративного обучения носят узко заточенный характер»

— Каковы основные особенности современного корпоративного образования?

— Я предлагаю отдельно остановиться на компаниях крупного и среднего бизнеса, которые являются основными заказчиками корпоративного образования. В крупных компаниях собственники и топ-менеджмент чаще всего непосредственно не принимают решений об обучении тех или иных сотрудников, и уж тем более не обсуждают эту тему предметно. В таких организациях вопросами обучения занимаются два подразделения: функциональное подразделение, сотрудники которого будут учиться, и подразделение, которое занимается организацией учебного процесса на постоянной основе (HR-менеджеры).

Однако, поскольку в крупных компаниях все зарегламентировано, а для отдельных подразделений и их руководителей установлены определенные ключевые показатели (KPI), при выборе программ обучения они занимаются несвойственным делом. Например, подразделение — заказчик обучения — устанавливает планки стоимости обучения или определяет в заявке взятые с потолка сроки обучения. В результате, вместо того чтобы сформировать пул насущных проблем, описать их и предложить рынку самостоятельно оценить объем и стоимость подобных услуг, крупный бизнес склонен делать размытые предложения, заранее ограничивая исполнителей в ценнике и объеме часов.

А учитывая, что лицом на рынке корпоративного заказчика является HR-подразделение крупного бизнеса, а не функциональное подразделение, для которого проводится обучение, рынку очень сложно скорректировать запрос. Даже искренне желая помочь переформулировать задачу, расставить акценты и разработать программу, максимально полезную именно для этого заказчика, рынок этого сделать не может, наталкиваясь на формальные процедуры при поиске компанией потенциального исполнителя корпоративного заказа на обучение.

— В чем сложности при подготовке корпоративных программ для среднего бизнеса?

— Средний бизнес лишен жестких процедур, поэтому точнее формулирует запрос. Но основную проблему в среднем бизнесе представляет необходимость в комплексных компетенциях работников. В среднем бизнесе нет глубокого функционального дробления, и ключевые сотрудники отвечают сразу за несколько задач, которые в крупном бизнесе распределены между разными исполнителями и даже структурными звеньями. К примеру, такой сотрудник может одновременно заниматься вопросами финансового планирования, отвечать за бухгалтерский учет и прорабатывать вопросы налоговой оптимизации. При этом каждому среднему бизнесу присущи свои индивидуальные черты и требуемый набор компетенций ключевых сотрудников. Поэтому перед средним бизнесом стоит задача ключевых сотрудников взрастить, воспитать сразу в нескольких компетенциях. Но большинство программ корпоративного обучения носят узко заточенный характер. И подобрать действительно подходящую для отдельных ключевых сотрудников программу обучения из имеющихся на рынке очень сложно.

— Как можно исправить эту ситуацию?

— Если мы говорим о крупном бизнесе, то все процедуры должны быть направлены на двустороннюю связь с рынком. Заинтересованное в обучении подразделение должно иметь возможность в плотном взаимодействии с образовательными организациями и консалтинговыми компаниями сформировать предмет и способы получения образования, а организационными вопросами пусть занимаются специализированные подразделения. Что касается среднего бизнеса, то здесь необходим креативный подход. Можно договориться с партнерами и поставщиками и выйти с общим предложением на образовательные организации, для того чтобы их замотивировать и разработать ориентированную на конкретного покупателя программу. Весь средний бизнес испытывает жуткий голод в специалистах, которые обладают несколькими смежными компетенциями, их негде взять, но таких программ практически нет.

Алексей Охлопков, специально для приложения "Образование" газеты "КоммерсантЪ" (Урал)