Налог на добавленную стоимость в 2015 году: к чему готовимся?

Прошедший год был насыщен событиями как никакой другой в этом веке. Изменения в международной и внутриполитической жизни носили столь кардинальный и неожиданный характер, что прогнозирование превратилось в пророчество – в него теперь можно только верить или не верить, рациональные доводы отходят на второй план. 

Чего только не было в этом году: Зимняя Олимпиада в субтропиках, первое со времен 1945 года увеличение территории России, загадочные катастрофы, гражданские войны, санкции, инфляция, девальвация и прочая, прочая… Все крайне запутанно и переплетено неведомым образом. Непроизвольно любое ужесточение административного регулирования хочется связать с этими событиями. Однако изменения в налоговом законодательстве, вступающие в силу с 1 января 2015 года, связаны с планомерным стремлением правительства России усовершенствовать систему налогового администрирования и, в конечном итоге, увеличить поступления в бюджет. Многострадальный Налоговый кодекс РФ (более 300 поправок за время его существования) продолжает путь к совершенству…

Изменения коснулись всех налогов и сборов, были даже введены новые торговые сборы. 

Конечно, государство не могло обойти вниманием НДС. Для справки: доходы от поступления НДС на 1 ноября 2014 года составили 27 % всех доходов федерального бюджета. От увеличения сборов за счет повышения налоговых ставок отказались сразу и решили поработать над увеличением эффективности налогового администрирования. Цель - вызвать у налогоплательщиков ощущение неизбежности выявления налоговых «огрехов» и, соответственно, снизить применение агрессивных средств налоговой оптимизации. Еще раз уместно напомнить, что НДС не знает законных средств оптимизации, что бы кто не обещал.

Итак, перед Правительством РФ встала непростая задача – увеличить поступления по НДС, не повышая ставки. Посмотрим, как они справились с этой задачей.

Новации в налогообложении НДС можно для удобства разбить на две группы: изменения в порядке предоставления отчетности и изменения в контроле за уплатой НДС. 

Самыми важным нововведением в отчетности по НДС, конечно, является изменение содержания и формы декларации по НДС (п. 5.1 ст. 174 НК РФ), в связи с чем утверждена новая форма декларации (Приказ Минфина России от 29.10.14 № ММВ-7-3/558@).

Об этом мы уже писали в рассылке «Слышим звон, разберемся где он: декларации по НДС сейчас и на грядущий год». Чтобы не повторяться, кратко изложим основные интересующие нас изменения:

  • декларация подается в электронном виде;
  • налогоплательщики теперь освобождены от ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур;
  • в декларацию по НДС включаются сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика. 

Также отметим изменения в отчетности для посредников, экспедиторов и застройщиков, являющихся и не являющихся налоговыми агентами. Выступая в роли налоговых агентов, они должны:

  1. предоставлять декларацию в электронном виде, при этом в декларацию включаются сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности (для налоговых агентов);
  2. вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур;
Посредники, экспедиторы и застройщики, не являющиеся налоговыми агентами и налогоплательщиками, должны представлять в инспекцию журнал учета счетов-фактур в электронном виде.

С 1 января 2015 года декларация по НДС, представленная на бумажном носителе, не считается поданной. Это может повлечь серьезные последствия вплоть до налоговой ответственности и приостановки операций по банковским счетам.

В результате в распоряжении ФНС уже при получении декларации будет информация из книг покупок и продаж. Это позволит налоговикам в автоматическом режиме сравнить сведения, полученные от налогоплательщика и его контрагентов. А значит, освободит налоговых инспекторов от необходимости разбирать и сопоставлять выписки по расчетным счетам проверяемого лица и его контрагентов. Безусловно, это существенно облегчит налоговикам работу по поиску нарушителей и повысит точность отбора претендентов для контроля.

Для обработки такого огромного количества информации была создана Автоматизированная система контроля НДС-2 (АСК НДС-2). Об использовании налоговиками различных автоматизированных программно-информационных комплексов см. рассылку "Налоговики заПИКали налогоплательщиков: об использовании налоговыми органами программно-информационных комплексов".

Давайте поподробней рассмотрим новую систему контроля. 

АСК НДС-2 была представлена на совещании в Казани 22 сентября 2014 года. На сайте ФГУП «Главный научно – исследовательский вычислительный центр Федеральной налоговой службы» (http://www.gnivc.ru/power_home/certification_center/specoperator/nds2/) размещена следующая информация об этой программе:

Все данные из деклараций будут стекаться в единую базу данных «Big data». Программный комплекс будет в автоматическом режиме осуществлять анализ информации в отчетности налогоплательщика и сопоставлять со сведениями, предоставленными контрагентами и посредниками. В единой системе будет информация от налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, ведущих журналы учета счетов-фактур. В итоге у налогового органа появится возможность в автоматическом режиме проследить всю цепочку реализации товаров и услуг и отследить возникновение и размер добавленной стоимости.

Обработкой информации из системы займется специально созданное подразделение ФНС - «Межрегиональная инспекция ФНС по камеральному контролю» (3). Именно она будет анализировать и выявлять противоречия в декларациях, а затем сообщать территориальным налоговым органам о нарушениях для дальнейшей проверке «на местах».

(3) Приказ Минфина России от 17.07.2014 № 61н «Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы»

Законодатель изменил порядок предоставления и содержание отчетности по НДС: теперь автоматизированная система укажет налоговому инспектору на «нехорошего» налогоплательщика. Но этого недостаточно для доначисления или привлечения к ответственности. И поэтому следующим шагом законотворцев стала работа над контрольными мероприятиями по проверке уплаты налога на добавленную стоимость.

Нововведения затронули всего три пункта НК:

  • пункт 8.1 ст. 88 НК РФ;
  • пункт 1 ст. 91 НК РФ;
  • пункт 1 ст. 92 НК РФ.

В случае выявления противоречий с декларациями других налогоплательщиков и /или подачи декларации к возмещению НДС из бюджета налоговые инспекторы получили полномочия, ранее доступные только в рамках выездных проверок, а именно:

  1. право истребовать у налогоплательщика счета-фактуры и иные документы, относящиеся к указанным в декларации по НДС операциям; 
  2. право осуществлять доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки; 
  3. право производить осмотр территорий, документов и предметов налогоплательщиков.

Такие полномочия возможны только в двух случаях: 

1) при подаче декларации для возмещения НДС; 
2) при несоответствии и противоречиях, если это приводит к занижению уплачиваемого НДС  или завышению возмещаемого НДС.  

При этом постановление о проведении осмотра территории или требование о предоставлении документов должны содержать ссылку на основание. Пока остается открытым вопрос, достаточно ли будет указания на «выявление противоречий в декларации» или налоговые органы обязаны будут сообщать, с декларациями каких именно налогоплательщиков или при отражении каких операций выявлены противоречия. Это напрямую влияет на объем запрашиваемой информации.  

Что же получается в итоге? Камеральная проверка фактически ничем не отличается от выездной, но порядок и периодичность назначения будет как у обычной камеральной проверки. Если выявить противоречия, запросить документы и провести осмотр инспекторы не успеют в отведенный законом трехмесячный срок с момента предоставления декларации, осуществить проверку они смогут только в ходе выездных мероприятий. 

Вернемся к вопросам, озвученным в начале статьи. Как вы считаете, справились авторы поправок со своими задачами? Судя по всему, да. Поступления по налогу на добавленную стоимость увеличатся. Прежде всего, налоговики как добрые феи превратят недобросовестных лиц в добропорядочных – им просто станет еще тяжелее экономить на НДС.

Но и добросовестные налогоплательщики поучаствуют в помощи государству. "Как?" – спросите вы. Да очень просто: объем и степень систематизации информации, предоставляемой в налоговый орган при сдаче декларации, возрастет. За счет применения автоматизированной информационной системы загруженности сотрудников инспекции уменьшится и они смогут больше проверять и доначислять.

Отметим еще несколько важных моментов, которые могут вам пригодиться:

1) журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур теперь необязательны для налогоплательщиков, но их целесообразно вести для собственного учета;

2) в целях безопасности лучше перед отправкой отчетности перепроверять данные журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур и книг покупок и книг продаж;

3) электронную декларацию стоит подавать дней за десять до срока во избежание накладок;

4) необходимо помнить, что налоговый орган может истребовать документы у налогоплательщика, производить осмотр территории, помещений, документов и предметов только при выявлении противоречий между сведениями, представленными в декларации налогоплательщиком и его контрагентами, если такие несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате, либо о завышении суммы, заявленной к возмещению. Поэтому при предоставлении пояснений должностным лицам стоит подчеркнуть и всячески подтвердить то, что несоответствия не обусловлены стремлением занизить суммы, подлежащие уплате в бюджет, а вызваны иными причинами, например, контрагент решил заявить вычет в другом квартале. Активное взаимодействие с налоговым органом позволит избежать лишних неприятностей;

5) следует обращать внимание на порядок назначения осмотра и обеспечения доступа на территорию налогоплательщика. Во-первых, постановление о проведении осмотра и об обеспечении доступа должно быть мотивированным. Во-вторых, постановление должно быть утверждено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Любые даже автоматические механизмы выявления противоречий не смогут обеспечить 100 процентного охвата налогоплательщиков и 100 процентного выявления нарушений. Потребуется время на отлаживание работы системы, на сопоставление данных деклараций по итогам каждого квартала, на наполнение базы данных информацией о добавленной стоимости по всей цепочке ее создания. Но повысить собираемость НДС за счет улучшения качества администрирования налоговики смогут, как это и происходило в предыдущие несколько лет. Вместе с глобальным экономическим спадом это станет серьезным испытанием для российского бизнеса. 

Подробнее об угрозах среднему бизнесу в текущих экономических условиях, включая построение комплексной системы налоговой, имущественной и управленческой безопасности, мы поговорим на Бизнес-курсе «Остаться в живых! Все об оптимизации среднего бизнеса», который пройдет в Екатеринбурге 12 - 14 февраля 2015 года.

Обсудить материал с автором...

Другие наши материалы Вам в помощь: 

1. Слышим звон, разберемся где он: декларации по НДС сейчас и на 2015 год

2. Влияние решений арбитражного суда на ход уголовного процесса по налоговым преступлениям

3. Финансовый контроль бизнеса: банки хуже налоговиков

4. Обеспечительные меры арбитражного суда как средство от возбуждения уголовного дела по налоговой проверке

5. Субсидиарная ответственность руководителей и учредителей должника

6. Осуществление бизнесом деятельности не по месту регистрации: риски резко возросли

7. Креатив в действии или чем грозит реализация товара через фирму-"однодневку"