Налог на имущество организаций по кадастровой стоимости. Комментарий taxCOACH в Коммерсанте


С 2016 года организации Челябинской области могут начать выплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов. С соответствующей законодательной инициативой в ходе осенней сессии готовится выступить министерство имущества региона. Ставку налога на имущество планируется установить в размере 1,5% от кадастровой стоимости объектов, а с 2017 года — 2%. Таким образом, областные власти намерены увеличить объем собираемых налогов. Эксперты отмечают, что принятие законопроекта может повлечь за собой волну судебных исков по переоценке недвижимости.
   
Как следует из проекта поправок к региональному закону «О налоге на имущество организаций», министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области предлагает определять кадастровую стоимость имущества как налоговую базу для административно-деловых и торговых центров, а также офисных центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Уже в 2016 году ставка налога на имущество для данных объектов может составить 1,5 % от базы, а в 2017 году и последующих — 2 %. «Это повлечет за собой увеличение налоговой базы за счет замены среднегодовой стоимости объектов капстроительства на кадастровую, более приближенную к рыночной», — отмечает в пояснительной записке к законопроекту министр Алексей Бобраков.

Согласно предварительным расчетам, в случае принятия законопроекта в 2016 году сумма налога по объектам, затрагиваемым поправками, должна превысить 2,3 млрд руб. «Увеличение налога на имущество произойдет в отношении 65% объектов региона, в случае если кадастровая стоимость выше среднегодовой стоимости имущества», — отмечается в отчете об оценке регулирующего воздействия закона. Предполагается, что законопроект будет предложен на рассмотрение депутатов заксобрания области уже в осеннюю сессию.

Пока единое мнение по законопроекту депутатами не сформировано. Так, единоросс Сергей Кравчук считает, что «в условиях затяжного и значительного падения» надо не повышать налоги, а снижать, стимулируя производство, а также вырабатывать меры по повышению внутреннего спроса. В компании «БОВИД» (гендиректором которой является депутат заксобрания Михаил Видгоф) инициативу поддерживают, но предлагают внести изменения в части налоговых льгот по налогу на имущество организаций: «В случае строительства нового объекта и создания новых рабочих мест предоставить льготу 50% от налога на имущество организаций, если объем инвестиций, вложенных в проект от 100 до 500 млн руб., и количество рабочих мест от 20 до 50. Если эти показатели выше — освободить от уплаты налога полностью». Данное предложение будет рассмотрено при доработке законопроекта.

Глава комитета по экономической политике и предпринимательству заксобрания Дмитрий Мешков добавил, что изначально законопроект хотели распространить и на 2015 год, однако изменения вызвали слишком много вопросов. «Предполагается, что перерасчет позволит существенно увеличить налогооблагаемую базу, однако есть вероятность, что расчеты просто не оправдаются. Мы уже сталкивались с этим после поправок в закон о земельном налоге: оценщик завысил кадастровую стоимость, и мы получили вал исков от предпринимателей, оспаривающих эту оценку», — пояснил он.

Отметим, что с 2020 года на основании федерального законодательства подобные правила будут действовать для всех регионов без исключений, сейчас же у регионов есть шанс самостоятельно обозначить условия «переходного периода». В Свердловской области подобный закон уже принят, однако распространяется на ограниченное количество торговых и офисных центров, площадь которых свыше 5 тыс. кв. метров. Данная норма вызвала недовольство собственников объектов, в настоящее время закон рассматривается региональным управлением ФАС на предмет признаков ограничения конкуренции


Артем Мажетов,
руководитель аналитической службы Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности - taxCOACH®:

- В соседней Свердловской области аналогичные поправки были приняты в конце 2014 года (и действуют уже с этого года, а не с 2016 года, как планируется в Челябинской области). Но, несмотря на близость областей, обсуждаемый «челябинский» вариант существенно отличается от уже действующего «свердловского». Закон Свердловской области предусматривает налогообложение на основе кадастровой стоимости только административно-деловых и торговых центров площадью свыше 5000 квадратных метров, а также недвижимости иностранцев.  
 Законопроект Челябинской области предлагает определять величину налога на имущество, отталкиваясь от кадастровой стоимости, в отношении всех административно-деловых и торговых центров независимо от их площади. Также законопроект включает в "расстрельный список" и остальные объекты недвижимости, налоговую базу по которым Налоговый кодекс РФ разрешает определять на основе кадастровой стоимости:

  • нежилые помещения, предназначенные и/или используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  • жилые дома и жилые помещения, принадлежащие организациям.

Госдолг Челябинской области, по данным регионального Минфина, более 30 млрд рублей (примерно 30% от всего объема налоговых и неналоговых доходов бюджета в 2015 году). Бюджет и на 2015 год, и на 2016 год дефицитный. Так что желание правительства региона перейти уже с 2016 года на определение налога на имущество для организаций на основе кадастровой понятно. Оно может позволить увеличить собираемость налога на имущество.

Тем более, что в первом полугодии 2015 года сборы НДФЛ в Челябинской области (22 млрд рублей) выросли меньше, чем на 1% по сравнению с тем же периодом прошлого года (НДФЛ – один из двух ключевых налогов для любого регионального бюджета). Сборы налога на прибыль подросли в 1,7 раза, однако это, в первую очередь, связано с резкой девальвацией рубля в конце 2014 года и не отражает реальную ситуацию в экономике. То есть налицо желание увеличить налоговую нагрузку на бизнес, прежде всего на средний и малый бизнес, который и так себя чувствует не лучшим образом.

Принятие законопроекта и проведение массовой кадастровой оценки имущества чревато всплеском судебных споров: бизнес, как и в случае с переходом на кадастровую оценку земли, будет стремиться эту оценку снизить и приравнять ее к рыночной, привлекая для этого независимых оценщиков.

Минус для Челябинской области и в том, что принятие этого законопроекта скажется на конкурентоспособности южноуральского бизнеса (если сравнить с соседними регионами, в которых такая оценка при определении налога на имущество пока не применяется), так как они будут вынуждены закладывать повышение налоговых отчислений в себестоимость своей продукции.

Свердловская же область, знаменитая низкими ставками налога по упрощенной системе налогообложения, продолжает тренд на поддержку небольших предприятий, повысив налогообложение лишь для владельцев крупных торговых и офисных центров. Но и тактику Свердловских властей трудно назвать удачной: бизнес недоволен тем, что оценка сопоставимых объектов недвижимости в некоторых случаях отличается в разы, а кроме того, в список на 2015 год попали не все владельцы торговых и офисных центров площадью более 5 тыс. квадратных метров (в результате возникла дискриминация).

Аналитическая служба Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности - taxCOACH®. Обсудите материал с нами...

Будем рады, если вы поделитесь полезной информацией с коллегами