Налоговики «заПИКали» налогоплательщиков: об использовании налоговыми органами программно-информационных комплексов

Рассматривая особенности планирования выездных налоговых проверок мы уже не раз отмечали, что налоговые органы в этом процессе используют специальные программно-информационные комплексы. Очевидно, что огромное количество различных показателей, по которым оценивается деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, предполагает наличие мощного математического аппарата, позволяющего не только производить их расчет, но и сопоставлять друг с другом, поскольку вручную такой объем информации обработать нереально, «Эксель» и другими стандартными программами здесь не обойтись.

В данной статье мы подробнее рассмотрим принципы работы базовой программы, обеспечивающей повседневную деятельность налоговых органов - Автоматизированной информационной системы «Налог» или АИС «Налог».

Структура этой системы совпадает со структурой самих налоговых органов и исходя из задач, решаемых на каждом уровне налогового администрирования, имеет функциональные подсистемы, позволяющие работать с различными базами данных.

На местном уровне (районные ИФНС) выделены такие стандартные подсистемы, как «регистрация налогоплательщиков», «ведение карточек расчета с бюджетом», «анализ предприятий по финансово-хозяйственной деятельности», «контрольная деятельность» и многие-многие другие.

Помимо стандартных подсистем, на базе АИС «Налог» разрабатываются и специальные, позволяющие быстро отбирать информацию из различных баз данных по заданным параметрам и производить сложные математические расчеты, например, в части планирования выездных налоговых проверок: ПИК «ВНП-отбор», ПИК «Досье рисков», ПИК «Однодневка», ПИК «Схемы» и др.

Так же через АИС «Налог» осуществляется электронный обмен информацией с другими госорганами (например, ПИК «Росфиннадзор», ПИК «Таможня», подключение к базе данных ГИБДД и т.д.) и организациями (например, прием отчетности через интернет, получение выписок по р/сч из Банков).

Таким образом, Налоговые органы фиксируют каждый шаг налогоплательщика, ставший им известным (ну, если не каждый, то они определенно к этому стремятся), а также все собственные действия в рамках осуществления налогового администрирования и контроля. Например, в АИС «Налог» загружаются все тексты актов выездных налоговых проверок, сканированные копии протоколов допросов и осмотров и т.д.

Программа позволяет проверяющим оперативно устанавливать, отражены ли контрагентом доходы либо расходы, связанные с проверяемым налогоплательщиком; имел ли фактически контрагент возможность исполнения обязательств по договору с проверяемым лицом (количество работников, сведения об основных средствах); зарегистрирован ли данный контрагент по адресу «массовой» регистрации, кто учредитель и руководитель, был ли ранее задействован в схемах ухода от налогообложения; какие контрольные мероприятия в отношении него проводились.

Эта система позволяет еще до фактического начала проведения налоговой проверки проанализировать абсолютно всех контрагентов проверяемого лица, независимо от их количества и места регистрации, выбрать «нужных» и сконцентрироваться на получении доказательств их недобросовестности, номинальности.

С 2014г. после тестовой «обкатки» заработала в полную силу новая версия системы «Налог» третьего поколения, которая позволяет в режиме онлайн вводить, корректировать и обрабатывать данные налогового администрирования в единой централизованной базе данных – федеральном хранилище. Ранее, чтобы у проверяющих в любой точке страны была возможность дистанционного исследования налоговой и бухгалтерской отчетности контрагентов проверяемого лица, проведенных в отношении них контрольных мероприятий (независимо от места их регистрации) налоговым инспекциям приходилось еженедельно делать снимок своей базы данных «ЭОД-местный уровень» и выкладывать его на защищенном сервере. Теперь же благодаря новой системе временной разрыв между запросом актуальной информации и ее получением сократился до одного клика по клавише. Кроме того, учитывая, что вся информация стала вводится сразу на федеральный сервер, со стороны вышестоящих налоговых органов над нижестоящими усилился контроль за полнотой и качеством вводимой информации.

Наладка такого централизованного обмена информацией между налоговыми органами и перевод сдачи налоговых деклараций по НДС с данными книг покупок / продаж в электронную форму позволила к началу 2015г. внедрить новую автоматизированную систему по контролю за НДС (АСК НДС-2), которую не без оснований уже прозвали «убийцей однодневок».
Принцип работы АСК НДС-2 следующий: вся информация из налоговых деклараций по НДС аккумулируется в единой базе федерального центра обработки данных (ФЦОД), где посредством ее сплошного анализа специальная программа в автономном режиме отслеживает цепочки реализации товаров и услуг между контрагентами, проверяет возникновение и размер добавленной стоимости. В случае выявления разрыва цепочек, когда заявленный налогоплательщиком НДС к вычету, не был одновременно предъявлен к уплате его поставщиком, программой формируются и направляются через ТКС требования в адрес этих лиц о предоставлении соответствующих пояснений и уточнений в налоговый орган по месту своего учета. Это выход на принципиально новый уровень камерального контроля за налогоплательщиками, который также нивелирует "коррупцию" налоговиков на местах, поскольку те не контролируют данный процесс.

Когда такой механизм контроля начнет работать и по отношению к другим налогам? - вопрос ближайшей перспективы.

Для полноты картины рассмотрим и пару других менее известных в среде налогоплательщиков (относительно распиаренной АСК НДС-2), но не менее важных программно-информационных комплексов, входящих в систему «Налог», которые используются, в частности, при планировании выездных проверок:

1) С помощью ПИК «Однодневка» из базы налогоплательщиков в автономном режиме отбираются:

  • сведения о «массовых» учредителях и руководителях (критерии отбора - физическое лицо является учредителем и (или) руководителем 10 и более компаний; фиксируются показания «номиналов» о непричастности к деятельности, зарегистрированных на них организаций, которые были получены в ходе проведения мероприятий налогового контроля);
  • сведения об адресах «массовой» регистрации (критерий отбора - по адресу зарегистрировано 10 и более компаний; фиксируются показания собственников помещений по адресу о заключенных ими договорах аренды).

Помимо того, что этот ресурс помогает вычислять налогоплательщиков, активно взаимодействующих с «однодневками», для включения их в план выездных проверок, его база данных, содержащая телефоны и адреса «номинальных» руководителей, позволяет оперативно привлекать данных лиц к проведению различных мероприятий налогового контроля (допрос в рамках выездной налоговой проверки, почерковедческая экспертиза и т. п.) и участию в судебном заседании в качестве свидетеля

2) ПИК «ВНП-Отбор». Это математический аппарат, который на основании специальной подпрограммы ПИК «Досье рисков», содержащей алгоритмы расчета критериев риска (да, тех самых), определяет по имеющейся в различных базах информации в отношении налогоплательщиков, наиболее выдающихся претендентов для включения в план выездных проверок.

Критериев риска используется 43 (в т.ч. общедоступные), каждому критерию присвоено определенное количество баллов. Всего налогоплательщик может набрать 68,3 балла (ну, и понятно, что это тот случай, кода больше - хуже)

Таких ПИКов на вооружении налоговых органов уже довольно много, они постоянно обновляются, и создаются новые под решение конкретные задач.

В заключение хотелось бы отметить еще одно важное направление, по которому идет информатизация работы налоговых органов, которое можно определить словами Кена Олсена, основателя компании Digital Equipment Corporation: «Документооборот становится по-настоящему электронным, когда из интерфейса убирают кнопку «Печать»

Начав с внедрения приема налоговой и бухгалтерской отчетности налогоплательщиков через интернет, налоговые органы все больше операций налогового администрирования переводят в бездокументарный электронный формат, который позволяет элементарно экономить на бумаге, почтовых отправлениях, сокращает время получения информации и упрощает ее дальнейшую обработку.

Налоговики, например, постепенно пытаются перейти на электронную служебную переписку между своими отделами и подразделениями. «Пытаются» ввиду свойственной закоснелости основного кадрового состава, плохо воспринимающего новые технологии. Но это дело времени, ведь система «Налог» в свое время также вызывала отторжение, а теперь налоговики не представляют, как раньше работали без нее.

Вот еще один пример: Налоговые органы с 2011г. перешли на новую систему документооборота между банками и налоговыми органами.

Рисунок 1

Между ФНС и Банком России было подписано соответствующее дополнительное соглашение об электронном обмене информацией, и теперь налоговые органы, в частности, направляют запросы в Банки о предоставлении выписок по расчетным счетам налогоплательщиков через специально созданную в АИС «Налог» подсистему, а банки, в свою очередь, пересылают налоговым органам запрашиваемые выписки электронными контейнерами по защищенным каналам связи сети интернет, которые загружаются в ту же подсистему АИС «Налог», где был сформирован запрос.

В итоге, для налоговых органов стало возможным не только оперативно получать информацию о движении денежных средств по расчетным счетам налогоплательщиков, не прибегая к услугам Почты России, но это и упростило сам анализ движения денежных средств.

Если раньше (каких-то 4 года назад) налоговый инспектор подступался к порой громадным бумажным выпискам с карандашом в зубах, линейкой в одной руке и калькулятором в другой, что бы выбрать наиболее подозрительные операции с контрагентами, то теперь ему достаточно в программе АИС «Налог» в соответствующем подсистеме пропустить ту же выписку через фильтр организации, попавших в ПИК «Однодневка», и voila.

Таким образом, активное развитие автоматизированных информационных систем и комплексов для целей налогового контроля, позволяет налоговым органам, в частности, добиваться из года в год повышения результативности проверок при одновременном сокращении охвата налогоплательщиков выездными проверками.

Обсудить материал с автором...