Налоговые льготы для среднего бизнеса в Свердловской области по просьбе журнала "Деловой Квартал" оценила эксперт Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности - taxCOACH® Екатерина Пелевина

Как и обещали в областном минэкономики (см. «ДК» №45 от 12.12.2012), в январе на публичное обсуждение представили «пилотный» законопроект о льготном налогообложении. Он предусматривает преференции для компаний, инвестирующих в основные средства, и для резидентов областных технопарков, готовых создавать рабочие места. Срок виртуального обсуждения проекта с предпринимателями истек 18 января. Минэкономики отзывов не получило и теперь хочет продлить сбор идей. В минувшую пятницу в УТПП состоялся круглый стол – обсуждали налогообложение инвесторов и административные барьеры.

Областное правительство и бизнес сходятся в одном: нужно менять действующее законодательство. Власти заинтересованы в том, чтобы собрать в Свердловской области как можно больше инвесторов. Бизнес же устал от постоянно меняющихся правил игры и нуждается в их закреплении. Но в оценке, с чего начать, начинаются серьезные разногласия. «Снижение налогов, предлагаемое правительством Свердловской области – это важный момент, но не основной, - отметил в беседе с «ДК» заместитель гендиректора компании «Лорри» Александр Трахтенберг. – Эти преференции на руку малому и крупному бизнесу, а вот средний по большей части не является их целевой аудиторией. Ему нужнее не налоговые льготы, а поддержка от власти в выходе на новые рынки. Между тем, малый бизнес на Урале уже имеет все условия для успешного развития и пользуется ими, а крупный – выстраивает с властью индивидуальный диалог о преференциях».

Г-н Трахтенберг уверен, что разговор о налоговых льготах можно отложить: важнее ввести эффективные процедуры, приемлемые для предпринимателей правила игры. Он развивает мысль: в случае со средним бизнесом это создание сети торговых представительств за рубежом (в области множество компаний, ориентированных на экспорт) и назначение структуры, ответственной за экспорт, которой может стать, например, региональное министерство внешнеэкономических связей.

О необходимости сначала выстроить жизнеспособную, а не формальную модель развития и уже потом обсуждать и принимать законы говорит и глава совета директоров компании NAUMEN Александр Давыдов. «Налог на прибыль - хороший повод поговорить с властями, если у всех будет адекватное понимание формата обсуждения, - охарактеризовал он «ДК» инициативу минэкономики. - Надо помнить, что федеральная компания может выбирать территорию, где налог на прибыль меньше. Но хочется платить его в Свердловской области. Чтобы развивалась своя земля». По мнению г-на Давыдова, малый и средний бизнес даже не примеряет к себе предложение обсудить правительственные инициативы и слабо представляет, как строится диалог с властью. «Объем полномочий и ресурсов чиновников даже верхнего уровня непонятен, - поясняет г-н Давыдов. У них нет принципа личной ответственности и делегированных прав. Поэтому предприниматель, который четко осознает свои полномочия и права, не понимает, как общаться с чиновником. Пока этот аппарат не станет полномочным и ответственным на каждом уровне, все беседы будут безрезультатными».

Наш комментарий

Екатерина Пелевина, эксперт по организационному и налоговому проектированию Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности - taxCOACH®:

- В борьбе за инвесторов субъекты РФ развернули целую гонку по введению новых льгот.

По Налоговому кодексу РФ субъект может принимать решение о снижении для предприятий трех налогов:
1) налога на прибыль (но не более, чем на 4,5 % при обычной ставке 20 % от прибыли), 
2) налога на имущество организаций (общая ставка 2,2 % может быть снижена) и 
3) транспортного налога (ставки могут быть увеличены и уменьшены не более, чем в 10 раз, по сравнению с федеральными).

Также косвенно субъект РФ влияет на размер земельного налога, утверждая один из основных элементов для его исчисления - размер кадастровой стоимости земли.

Как мы видим, полномочия субъекта РФ в части предоставления налоговых льгот не велики, но могут стать весьма существенными для крупных предприятий, размер налоговых отчислений которых составляет десятки и сотни миллионов рублей. Помимо непосредственно снижения ставок по налогам для инвесторов, важно закрепить условия предоставления таких льгот и тщательно просчитать экономический эффект их введения, то есть насколько снижение налоговой ставки позволит увеличить размер налоговых отчислений в бюджет после окончания действия льготы.

Поддержка должна касаться проектов по строительству новых и обновлению существующих производств с жесткими требованиями по направлению «сэкономленных» от налогов средств на модернизацию. Как правило, льготы по перечисленным выше налогам предоставляются на срок окупаемости инвестиционного проекта.

Парадокс в том, что объем инвестиций от 300-500 млн.рублей в год может позволить себе только крупный бизнес с годовым оборотом более 5 млрд.руб. А вот средний бизнес с возможностью инвестирования до 100-200 млн.рублей в год остается без поддержки властей - без налоговых льгот, без субсидий и пониженных ставок по банковским кредитам и лизингу.

По законопроекту минэкономики, для компаний, инвестирующих в основные средства от 300 млн руб. в год, предусмотрены периоды льготного налогообложения. Ведомство готово снизить ставку налога на прибыль с 2,2% до 1,1%, а сроки, в течение которого для предприятия будут действовать эти льготы, будут устанавливать пропорционально объемам инвестиций. «Парадокс в том, что инвестировать 300-500 млн рублей в год может только крупный бизнес, с годовым оборотом более 5 млрд рублей, - отмечает Екатерина Пелевина. - А вот средний бизнес, с его возможностью вложить 100-200 млн за год остается без поддержки – налоговых льгот, субсидий, пониженных ставок по банковским кредитам и лизингу». С другой стороны, крупные игроки отчисляют в бюджет десятки и сотни миллионов рублей, и для них льготы областного правительства придутся как раз кстати.

У регионов, впрочем, есть еще один козырь для привлечения инвесторов – особые экономические зоны (ОЭЗ), где действуют нулевые тарифы сразу ряду платежей в бюджет. На Среднем Урале такая ОЭЗ («Титановая долина») расположилась в Верхней Салде. Еще в 2011 г. резидентам «Титановой долины» предлагали уплачивать только налог на прибыль, по льготной ставке. Все остальные налоги (НДС, на имущество, транспортный и земельный), а также таможенную пошлину предполагалось обнулить. Но ОЭЗ столкнулась с проблемой другого рода: на ее территории до сих пор нет ни дорог, ни энерго- и водоснабжения. Хотя согласно проспекту первая очередь инфраструктуры должна быть сдана уже в текущем году. Возводить же заводы на территории без подъездных путей, энергии, газа и воды резиденты не спешат. Впрочем, на днях стало известно, что область все же готова инвестировать 500 млн рублей в строительство ОЭЗ. Деньги вложат в инфраструктуру первой очереди, необходимой для запуска производств первых резидентов. До конца 2013 г. площадка должна быть обеспечена газом, электричеством, водоснабжением, водоотведением, таможенной инфраструктурой и дорогами. Сейчас в «Титановой долине» начались работы по строительству магистрального газопровода, подстанции, организации штаба строительства, возводят ограждения. По планам, первую очередь ОЭЗ возведут за пять лет.

Действующий областной кабмин злоупотребляет работой в «ручном режиме», считает Александр Трахтенберг из «Лорри». «Сегодняшнее правительство – это пожарная команда, кризисные менеджеры, - говорит он. – Они решают текущие проблемы, но когда речь заходит об эффективной стратегии развития, предпочитают быть излишне осторожными и не принимать никаких решений, которые связаны с риском для них. А иногда принимать и просто «пустые» документы».

В Минэкономике «ДК» пообещали озвучить свою позицию в ближайшее время.

Журнал "Деловой Квартал"