Наталья Фучкина из ГК "АСП" рассказала taxCOACH®, в чем преимущества электронных счетов-фактур для плательщиков НДС

Электронный документооборот между вами и контрагентом в разы повышает ваши возможности в обосновании правомерности вычетов по НДС...каким бы "проблемным" ваш контрагент не оказался. Руководитель направления электронного документооборота ГК «АСП» (партнер 1С) Наталья Фучкина рассказала taxCOACH®, как настроить безбумажный документооборот с контрагентами без ошибок и трудностей.

Как принять НДС к вычету, если ваш контрагент - "проблемный"? Тайна золотого ключика

1) Насколько популярен сервис электронного документооборота между компаниями-плательщиками НДС? Каковы последние тенденции? 

- В связи с серьезными изменениями налогового законодательства в этом году многие компании стали активно внедрять системы электронного документооборота. Это связано не столько с тем, что теперь нужно сдавать отчетность в электронном виде, сколько со всевозможными проверками контролирующих органов. 

Так, с 1 января 2015 года был расширен список случаев, когда при проведении камеральной проверки будет необходимо представить дополнительные документы. Например, при сдаче декларации по НДС налоговики проверяют книги покупок и продаж самой компании и ее контрагентов на соответствие. Если будут выявлены нарушения, ФНС вправе даже отказать компании в возврате НДС. Многие компании стремятся обезопасить себя и сделать это самым удобным способом. 

Преимущества электронного документооборота:

  • Отсутствие ошибок и расхождений в книгах продаж и покупок продавца и покупателя. Внести изменения в документацию без уведомления второй стороны не получится. Таким образом компании защищены от неожиданностей при проверках.
  • Быстрая коммуникация с налоговым органом по электронным каналам связи. Возможность выслать книги покупок и продаж на проверку прямо из личного кабинета.
  • Проверка всех ваших контрагентов.

2) Какие есть нюансы, сложности? На что необходимо обращать внимание?

Сложности возникают из-за неумения работать с электронным документооборотом, поскольку многие привыкли работать с бумажными документами, которые можно разорвать, переделать, сделать «задним» числом. Приходится помогать компаниям правильно построить работу с электронными документами, чтобы учет велся верно, и данные по НДС отражались в соответствии с требованиями законодательства. 

Еще один нюанс – сложность во взаимодействии между операторами электронного документооборота, поскольку пока что не налажен должным образом роуминг между операторами. Это тормозит развитие электронного документооборота, пользователям порой приходится работать с несколькими операторами одновременно. Радует, что недавно были достигнуты договоренности между крупными операторами, и теперь пользователи могут отправлять документы из программ 1С любому оператору электронного документооборота.

3) Что нужно учесть компаниям, которые только начинают осваивать электронный документооборот? 

Во-первых, для обмена электронными документами подходит электронная подпись, которую вы используете для электронной отчетности. Для каждой организации должна быть своя электронная подпись.

Во-вторых, обязательно заключите соглашение об электронном документообороте (на бумаге) со всеми контрагентами, которые готовы начать с вами ЭДО. Это нужно, чтобы документооборот был юридически подтвержден. Рекомендую прописать виды документов, которыми вы и контрагенты будете обмениваться в электронном виде, в каких ситуациях допускается применение бумажных документов, сроки подписания и т.д

И в-третьих, не забудьте внести изменения в учетную политику вашей организации, например: «Общество может выставлять покупателям и принимать от поставщиков первичные документы и счета-фактуры в электронном виде в соответствии с законодательством РФ при наличии подписанных двусторонних соглашений с контрагентом о применении электронного документооборота». 

Пресс-центр taxCOACH®. Обсудить...