Очередная авторская колонка руководителя Центра taxCOACH Ярослава Савина в октябрьском номере "Бизнес и Жизнь", на этот раз, о том, как избежать доносов в компании

Совместно с редакцией журнала мы подобрали для Вас самые горячие темы, объединенные общим лозунгом "Все о налоговой безопасности человеческим языком". Хотя, сказать по правде, разговор пойдет не только о налоговой оптимизации и налоговом контроле. Мы затронем также инструменты регулирования отношений между собственниками, защиты активов, скрытого владения бизнесом и т.д. В общем, все то, что входит в нашу авторскую концепцию "Безопасной Бизнес-Платформы".

Журнал "Бизнес и Жизнь" октябрь 2013 года

Неотвратимы, как известно, только две вещи - смерть и налоги. С первой, пожалуй, ничего не поделаешь, а как быть со второй - раз в месяц будет рассказывать назначенный главным налоговым инспектором "БЖ" Ярослав Савин.

СТУЧИТЕ!

Когда на предпринимателя поступает «сигнал куда следует», первый, на кого он думает, - это конкурент. Но на самом деле основные стукачи, как показывает практика, - это партнеры по бизнесу, причем именно совладельцы. Как правило, чуть ли не в каждом бизнесе есть некие пацанские договоренности, юридически не подкрепленные, которые к тому же не всегда выполняются, появляется какая-то недоговоренность – рано или поздно это всегда заканчивается сливом информации, и в первую очередь, речь идет о фактах неуплаты налогов.

Один из самых ярких примеров, известных мне, случился в 2009 году, когда у сособственников кроме недоговоренностей появились личные финансовые проблемы. Бывает же, что люди участвуют в нескольких бизнесах, и, если в своем залет, вспоминают, что есть еще один - партнерский. Так вот, в компании было два совладельца, обращается к нам один: мол, к нам запросы приходят из правоохранительных органов, как бы разузнать, откуда ветер дует? Выясняется, что ветер дует со стороны второго партнера. Но в процессе оказалось, что тот, что к нам пришел, вообще-то начал стучать первым, только в другие подразделения правоохранительных органов и несколько по другим вопросам.

На втором месте по частоте стука - сотрудники, особенно ключевые, в отношении которых так же были нарушены какие-то обязательства. Если вы думаете на бухгалтера - зря. Я вообще не слышал, чтобы бухгалтеры пошли и настучали. У них другая особенность: это, как правило, люди с гипертрофированной ответственностью, но при этом в большинстве случаев очень неуверенные в себе, хотя внешне и не скажешь. Чаще всего это женщины, поэтому они не держат удар. Да, бывают и такие бухгалтеры – собственника быстрее сломать, чем их, но обычно наоборот.

Когда сливает бухгалтер? Когда по факту есть некая экстремальная ситуация, полицейская проверка или что-то в этом духе, и в подобной ситуации задача собственника, руководителя показать, что все под контролем, все идет по плану: не смог – пеняй на себя. Потому что первое, что делает бухгалтер, да еще и женщина – дорисовывает картинку самым неуютным для себя образом.

На пальцах привожу пример. Есть такая дурацкая манера у наших бизнесменов: когда правоохранительные органы просят какие-то документы, почему-то с ними отправляют не курьера, не водителя, а бухгалтера. Она заносит документы и... двухчасовые показания. Она должна быть уверена, что босс за нее побеспокоится. Если такой уверенности нет, то сломать ее просто, ибо правоохранительные органы, прежде чем какие-то серьезные вещи предпринимать, проводят мероприятия негласного характера, связанные с получением информации о том, что конкретно происходит в бизнесе. Например через телефонные разговоры, смс-переписку. А у нас бизнесмены любят эсэмэски писать открытым текстом, их даже расшифровывать не надо. Поэтому оперативный сотрудник, как правило, владеет некоей порцией информации, о которой посторонний человек, по теории, знать не должен. А бухгалтеру это преподносится так: «Ты его грудью защищаешь, а он ведь нам уже все рассказал», и в контексте этого преподносятся какие-то интимные факты из деятельности компании. Вскользь можно упомянуть еще детей: «А у вас ведь сын в такой-то школе учится?», и все: больше можно ничего не говорить – в голове у женщины разворачивается целая картина разрушения ее мира. Я знаю, было такое дело, когда доказательства строились только на некачественной экономической экспертизе и показаниях бухгалтера, а собственник бизнеса получил реальный срок за налоговое преступление и в наручниках ушел из зала суда. Хотя это исключение из правила.

А вот кто из ключевых сотрудников не брезгует стуком, так это коммерческие директора, продажники - не случайно они и сами себя так называют. Никого не хочу оскорбить, но всем, наверно, известны случаи, когда продажники целым звеном уходят к конкуренту, сливают информацию, перетягивают клиентскую базу или думают, что раз я умею продавать - тут все держится на мне, открою-ка свой бизнес, а этот немного притоплю напоследок. Тогда все меры направлены на то, чтобы дискредитировать компанию: я от нее ухожу, я подорву ей поставки, они негодяи, мурыжат на налогах, а я Д‘Артаньян. Словом, продажник – это самое слабое звено: крайне редко он бывает привязан к какому-то бизнесу, как к родному – ему обычно все равно, на ком и на чем зарабатывать.

Грубые, лобовые попытки слить компанию, сразу же обреченные на неудачу, встречаются редко. Обычно люди, которые на такое способны, тонкие психологи, они все просчитывают, и, как правило, разыгрывают многоходовые партии со множеством актеров, с раскадровкой, как в кино. Причем обороняющаяся сторона в таком случае всегда в более ущербной позиции: она ведь знает, что рыльце в пушку: если инструменты агрессивной оптимизации были, их сейчас не сотрешь, а что дальше по сценарию уготовано – ей не известно.

А вот в последнюю очередь стучат конкуренты. Потому что для того, кто работает в той же сфере, это всегда палка о двух концах: может ли он гарантировано сказать, что модель его бизнеса устроена иначе? В противном случае, сливая одного, он может слить и себя.

Упреждающие мероприятия? Их немного. И они как всегда просты.

Во-первых, «пацанские» уговоры с партнерами по бизнесу, какими бы нестандартными они не были, должны быть «приколочены», зафиксированы юридическими инструментами. И сделать это надо так, чтобы гарантировать защиту интересов каждого. Хотя на практике это не так просто с нашим-то костным корпоративным законодательством.

Во-вторых, модель, юридическая структура бизнеса даже со встроенными механизмами налоговой оптимизации должна быть как можно прозрачнее, на 100% соответствовать реальным бизнес-процессам. Виртуальные субъекты в группах компаний на сегодняшний день должны быть практически полностью исключены. Это защищает от шантажа ключевыми сотрудниками и, одновременно, минимизирует внутренние хищения и злоупотребления. Ведь чем прозрачнее вода, тем лучше в ней видно рыбку.

В-третьих, зоны риска в бизнес-модели, даже если говорить только о налоговых рисках, должны быть распределены, «размазаны», если угодно. С тем, чтобы сам факт слива не ставил под угрозу существование или деятельность бизнеса целиком.

Авторская колонка Ярослава Савина в сентябрьском номере журнала "Бизнес и Жизнь"