https://www.facebook.com/tr?id=459841534369706&ev=PageView &noscript=1"/> Ответ специалиста Центра taxCOACH® Александра Вотинцева на уточняющий вопрос читателя нашей свежей рассылки "Осуществление бизнесом деятельности не по месту регистрации: риски резко возросли"

Ответ специалиста Центра taxCOACH® Александра Вотинцева на уточняющий вопрос читателя нашей свежей рассылки "Осуществление бизнесом деятельности не по месту регистрации: риски резко возросли"

В нашей предыдущей рассылке "Налоговые риски ведения деятельности без постановки на учет обособленного подразделения" мы акцентировали ваше внимание на необходимости максимально ответственно подходить к выбору места регистрации компании. Иначе налоговая служба может привлечь вас к штрафу в размере 10% от дохода из-за того, что не зарегистрировано обособленное подразделение (к примеру, по адресу нахождения магазина). 

В рассылке мы всегда оставляем адрес электронной почты эксперта Центра taxCOACH®, которому вы можете оперативно задать дополнительные вопросы по нашей аналитике. В частности, в этот раз к нам поступил такой вопрос от одного из читателей:

Вопрос: Разделяя в целом тревогу по поводу участившихся случаев привлечения налогоплательщиков к ответственности за ведение деятельности без постановки на учет обособленных подразделений, хотел бы уточнить вопрос по поводу Вашей ссылки на п.1 ст.83 НК РФ. В приведенном материале Вы указываете, что в этой норме говорится о том, что организация обязана встать на учет в НО по месту нахождения каждого обособленного подразделения, если она не состоит на учете в НО по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным Кодексом. Иными словами, если обособленное подразделение подведомственно тому же НО, в котором на учете стоит и головное подразделение компании, то дополнительно вставать на учет не нужно, и ответственность по ст.116 НК РФ применяться не должна. Однако приведенная норма изменена законом № 229-ФЗ, и примерно с сентября 2010 года действует в "укороченном" варианте, предписывающем осуществлять постановку на учет каждого обособленного подразделения, вне зависимости от того, к территории ведения какого НО оно относится. Хотелось бы уточнить, насколько актуален данный раздел информации в рассылке или, возможно, у Вас есть какая-то иная информация о действии нормы п.1 ст.83 НК РФ?

Наш ответ: Добрый день, уважаемый читатель! Благодарим за вопрос, и спешим заверить в актуальности изложенной в нашей рассылке информации.

По существу, это вопрос толкования нормы, изложенной в абзаце 2 п.1 ст. 83 НК РФ: «Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения».

До сентября 2010 года к норме действительно прилогалось уточнение следующего содержания: «..., если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом». Когда уточнение было Законодателем исключено из нормы, в налоговых органах стали "чесать головы", к чему бы это, и в итоге заняли позицию, что изменения подразумевают необходимость осуществлять постановку на учет каждого обособленного подразделения, вне зависимости от того, к территории ведения какого налогового органа оно относится. Ну, и дальше пошло-поехало.

Между тем, такое толкование ошибочно, поскольку рассматриваемая норма предписывает организациям не обязанность регистрировать свое обособленное подразделение в налоговых органах, а вставать на учет по месту его нахождения. Получается, если обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством, открывается налогоплательщиком в пределах района, администрируемого инспекцией, в которой он уже состоит на учете, то требования нормы уже по факту соблюдены, и у налогоплательщика не возникает дополнительных обязанностей по осуществлению каких-либо регистрационных действий.

Это согласуется и с мнением непосредственно Законодателя, которое нашло свое отражение в заключении Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам на законопроект, предлагающий вернуть в норму ранее действующее уточнение, в связи с неверным толкованием нормы налоговыми органами.


Пишите нам чаще!