Правительство одобрило единый реестр проверок. Комментарии Ярослава Савина и Анастасии Тайшиной, Центр taxCOACH®, в Российской газете

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о создании единого реестра проверок при проведении государственного и муниципального контроля.

Реестр планируется сделать открытым. На специализированном сайте в Интернете будет размещаться информация о выявленных в ходе проверки нарушениях, принятых мерах. Оператором реестра планируется сделать Генпрокуратуру РФ.

Внесение проверок юрлиц и ИП в реестр будет проводиться поэтапно. С 1 июля 2015 года в него должны будут войти проверки федерального госнадзора, с 1 июля 2016 года - регионального госнадзора, и с 1 января 2017 года - муниципального контроля.

Ярослав Савин, Руководитель Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности - taxCOACH®:

- "Сейчас есть Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который, с одной стороны, ограничивает количество проверок в отношении бизнеса (не чаще, чем раз в 3 года), а с другой стороны, обязывает контролирующие органы уведомлять о проверках прокуратуру. А органы прокуратуры имеют план этих проверочных мероприятий на год. Он находится в открытом доступе, опубликован на сайтах прокуратур в субъектах РФ.

Есть краеугольные камни. Первый: в список контролирующих органов не входит налоговая служба. И я сомневаюсь, чтобы когда-нибудь кому-нибудь пришло в голову эту информацию сделать открытой.

Второе: речь идет о публикации информации только о плановых проверках. Законодательство ограничивает количество именно плановых проверок. Но есть еще внеплановые проверки, поводом для которых может быть любая жалоба потребителя. Об этих проверках заранее бизнес не осведомляется.

И третья проблема заключается в том, что закон о защите прав предпринимателей работает лишь до того момента, пока проверяющий не обнаружил какое-нибудь правонарушение. Закон о защите прав предпринимателей тут же выключается и юридически включается КоАП со всеми очень жесткими процедурами, которые в нем описаны. Без поблажек.

Статистика не в пользу предпринимателей: количество решений судов в пользу контролирующих органов увеличивается. Между тем, административные проверки и административные наказания бывают иногда сопоставимы по болезненности с налоговыми проверками. Это могут быть серьезные штрафы, арест и дисквалификация руководителя,   приостановление деятельности компании на 90 суток, приостановление разрешения или лицензии, что может привести даже к банкротству предприятия.

Да, существует закон, да, проверки согласовываются с прокуратурой, но это не работает. Если законопроект МЭР перечисленные проблемы решает, это прекрасно. Если ничего по сути не изменяется, то это очередная бравада и пиар-акция чиновников".

"Подобный реестр может быть полезен, так как он покажет ситуацию административного прессинга какой-то конкретной компании и даст дополнительную информацию о компании ее контрагентам и потребителям продукции, - считает Анастасия Тайшина, эксперт Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности - taxCOACH®. - Однако для реальной картины он должен отражать не только результат проверки, но и итоги его оспаривания, поскольку около 40% административных дел в судах бизнесу все же удается выиграть".

Реестр, как отмечается в заключении правкомиссии, "позволит повысить прозрачность проведения проверок за счет обеспечения открытости сведений о результатах контрольных мероприятий, создать систему их учета и анализа".

Российская газета