Предприниматели выступили против законопроекта, возлагающего на них непомерную ответственность за выбор контрагентов. Ярослав Савин и Александр Вотинцев из Центра taxCOACH® специально для 74.RU

Налогоплательщиков предполагается проверять со всей строгостью. В 2015 году должны вступить в силу поправки в Налоговый кодекс, которые ужесточат процедуру проверки контрагентов для исключения в работе компаний фирм-однодневок. 

Законопроект «О внесении изменения в часть первую Налогового кодекса РФ», взволновавший челябинское бизнес-сообщество, подготовлен депутатом Госдумы Андреем Макаровым и существенно дополняет Кодекс. Он устанавливает пределы осуществления прав и исполнения обязанностей налогоплательщиком в налоговых правоотношениях, вводит принцип добросовестности налогоплательщика и понятие «злоупотребление правом». Законопроект уже принят в первом чтении, предположительная дата следующего рассмотрения документа в Госдуме – 21 октября. 

Одна из норм предполагает при установлении в ходе налоговых проверок факта неисполнения контрагентом обязательств по сделке возможность налоговиков отказать налогоплательщику в признании расходов и в применении налоговых вычетов по сделке, заключенной с контрагентом, в отношении которого налогоплательщик мог обладать информацией о невозможности исполнения им своих обязательств. «Данная норма направлена на борьбу с «агрессивными» механизмами налоговой оптимизации», – говорится в пояснительной записке к законопроекту. 

В то же время члены регионального Союза промышленников и предпринимателей сочли эти поправки в Налоговый кодекс противоречащими другим нормам. «В том виде, в котором законопроект предложен депутатом Андреем Макаровым, он может привести к налоговому терроризму, – говорит председатель комитета по налогам и налоговой политике СПП Алексей Овакимян. – Достаточно размытые формулировки практически упраздняют презумпцию невиновности налогоплательщика, что недопустимо». 

В числе отмеченных бизнесменом нарушений – конфликт с антимонопольным законодательством, которое не позволяет ограничивать выбор поставщика или подрядчика подобными критериями. К тому же законопроект налагает на налогоплательщика обязанности, отнесенные законом об оперативно-розыскной деятельности к функциям спецслужб: не всегда налогоплательщик имеет право проверить информацию о контрагенте в полном объеме. 

«Наш налоговый комитет предложил дополнить законопроект депутата Макарова достаточной веской фразой о том, что налогоплательщик мог поинтересоваться деловой репутацией контрагента в открытых ресурсах ФНС», – пояснил Алексей Овакимян. Речь идет о реестрах, которые формируют соответствующие органы. Прежде чем наказывать налогоплательщика, СПП предлагает уточнить его возможность знакомства с этой базой данных: «...В электронной форме – из информационных ресурсов, размещаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на информационном портале в разделе «Проверьте, не рискует ли ваш бизнес?»; в форме письменной справки, выдаваемой налоговым органом по месту учета налогоплательщика», – говорится в тексте поправки. 

Закрепление данных норм в Налоговом кодексе позволит налоговым органам ссылаться на конкретные положения закона в делах о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, что укрепит их позицию в судах. «Суды не смогут подходить к рассмотрению вопроса шире, чем это предусмотрено законом, судебные дела станут более предсказуемыми, – рисует перспективу консультант Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности – taxCOACH® Александр Вотинцев. – Теперь даже реальная сделка с контрагентом, но оформленная не в соответствии с ее действительным содержанием, может быть признана налоговым органом невозможной к исполнению со всеми вытекающими последствиями и «злоупотреблением правом». 

Ярослав Савин, Руководитель Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности - taxCOACH®:

- "На сегодняшний день у налоговых органов есть более 20 поисково-информационных комплексов (ПИК), на которые потрачены десятки миллионов рублей из бюджета. С 1 января 2015 года налогоплательщики будут представлять в электронном виде книги покупок и продаж, формируя электронную онлайн-базу для налогового органа в виде источника возмещения НДС и формирования налога на прибыль по всей цепочке поставщиков. Так почему, потратив такие деньги и пять лет тренируясь на предпроверочном анализе налогоплательщиков с помощью ПИК, которые умеют выявлять и собирать базы данных по фирмам-однодневкам и отказникам (так называемым номинальным директорам), я уж не говорю об едином банке АИС «Налог», контролирующие органы хотят возложить на каждую компанию точно такие же функции, которыми занимаются сами?  

Основная обязанность налогового органа - контроль за законностью в сфере взимания налогов.  Если контроль за законностью перенесем на налогоплательщиков и повесим на них риски в виде санкций, то, спрашивается, чем тогда будет заниматься налоговый орган? Бумажки генерировать на основе электронных данных, сформированных самими же налогоплательщиками? В итоге получается, что налоговая служба – это информационный орган, бюро справок, о чем нам говорит и принятый 10 октября во втором и третьем чтениях законопроект о новом порядке возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям".