https://www.facebook.com/tr?id=459841534369706&ev=PageView &noscript=1"/> Программа деофшоризации российской экономики. Актуальные тренды

Программа деофшоризации российской экономики. Актуальные тренды

Пока народонаселением нашей необъятной родины бурно не принимаются перемены, подаваемые под соусом «судебной реформы» и касающиеся возвращения к старому порядку возбуждения налоговых уголовных дел, программа «деоффшоризации страны» медленно, но верно идет. Не бежит и не ползет. Именно идет. Но уверенно. И вот ее шаги.

  • Законом 306-ФЗ от 02.11.13г. увеличен размер налога - до 30% - на доходы, выплачиваемые иностранным номинальным держателям акций и облигаций российских компаний.

Комментарий taxCOACH: Приведенное утверждение сильно упрощено, Федеральный закон №306-ФЗ очень объемный. И его еще предстоит детально проанализировать. В том числе на соответствие международным налоговым соглашениям России. Однако, среди прочего, поправки устраняют лазейки в механизме установления бенефициаров через банки и явно провоцируют создание еще одной ситуации раскрытия реальных владельцев, укрывшихся за инокомпаниями.

  • На рассмотрении Государственной Думы находится правительственный законопроект, который вносит поправки в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Суть: для совершения сделки с имуществом иностранному лицу, а также российской компании с иностранным участием более 50%, предварительно нужно получить соответствующее разрешение в уполномоченном гос.органе.

Комментарий taxCOACH: Законопроект подготовлен в «целях обеспечения безопасности страны», при этом критерии определения угрозы безопасности в конкретной сделке абсолютно непонятны и будут определятся исключительно подзаконным актом Но цель очевидна - лишить возможности реализации «скрытого владения» через классическую цепочку «имущество - хранитель активов (РФ) - инокомпания (например Кипр) - оффшор». Однако не все случаи владения имуществом через иностранное юридическое лицо подпадают под данные поправки. Таким образом, в распоряжении бизнеса все же остаются некоторые инструменты «спасения имущества» с помощью иностранных компаний на критический случай.

  • Уголовный кодекс дополнен ст.ст. 193.1, 200.1, а также внесены изменения в ст.ст. 174, 174.1, 193.

Комментарий taxCOACH: Общая направленность поправок в УК РФ делится на две части. Первая - совершенствование механизма привлечения к ответственности за легализацию денежных средств и иного имущества, теперь в качестве преступных рассматриваются и деяния по так называемой «обналичке» в целях уклонения от уплаты налогов. Вторая часть - введение дополнительных составов, связанных с реализацией «дальнего заброса» на счета оффшорных компаний, а также вывоз наличных денежных средств заграницу.

  • В ст. 87 НК РФ вносятся поправки, разрешающие иностранным налоговикам участвовать в проверках ФНС России.

Комментарий taxCOACH: Это зеркальная норма, вводимая в обмен на право российских инспекторов выезжать на проверки, проводимые фискалами других стран. Что любопытно, инициатором этого двойного права была именно Россия.

Ну и, конечно, все мы помним, что в России официально появился термин «бенефициарный владелец». Поправки 2013 года, внесенные в Закон о противодействии легализации доходов, возложили именно на банки обязанность по раскрытию владельцев - физических лиц, контролирующих более 25% организации.
По нашему мнению, механизм, как задумка, гениальный в том смысле, что его (банк) трудно объехать. Банки, в том числе уральские, уже начали рассылать соответствующие запросы своим клиентам.
Таким образом, классические модели скрытого владения опять же перестанут вас защищать. Наша рекомендация: не откладывая внести соответствующие изменения. Очевидным и самым простым подходом здесь была бы замена юридического владения субъектами, на владение жизненно-важными объектами.

Напомним также, что раскрывать владельцев бизнеса предстоит и тем, кто с 01.01.14г. планирует работать в рамках Закона «О федеральной контрактной системе». И если по федеральным госзакупкам цифра для контроля стоит приличная - от 1 млрд. рублей по сделке, то по региональным контрактам - всего от 100 млн. рублей.

Далее, Следственный комитет наравне с бурно обсуждаемой инициативой возвращения права возбуждения уголовных дел без налоговой проверки рассматривает и возможность внесения в законодательство запрета на использование «оффшорных компаний».

Кроме того, согласно одному из заявлений Министерства финансов, прорабатываются возможности заключения до конца 2014 года соглашений об обмене налоговой информацией с большинством низконалоговых юрисдикций. О каких данных идет речь пока не сообщается. Но пока не очень ясно и на каких условиях и по причине какой мотивации низконалоговые юрисдикции пойдут на такой шаг, учитывая что Россия не является членом ОЭСР.