Руководитель Центра taxCOACH® Ярослав Савин прокомментировал для Ъ инициативу повышения налога на имущество для торговых центров в Свердловской области

LimerenceВчера законодательное собрание Свердловской области рассмотрело поправки в региональный закон о налоге на имущество. Проект закона предусматривал отмену ряда налоговых льгот на общую сумму более 4 млрд рублей, а также перевод торговых и деловых центров на налогообложение по кадастровой стоимости объектов. Последнее нововведение не устроило ряд депутатов: по их мнению, в текущей экономической ситуации это просто «поставит предпринимателей на колени». В результате для принятия законопроекта в первом чтении голосов оказалось недостаточно, депутаты рассмотрят его повторно на следующем заседании. Эксперты считают, что обсуждение законопроекта демонстрирует наличие конкретных экономических интересов в заксобрании.
Изменения в закон о налоге на имущество в регионе представляла заместитель министра экономики Свердловской области Татьяна Гладкова. В ходе доклада она пояснила, что поправки сокращают количество категорий организаций, претендующих на льготу: она будет отменена для муниципального имущества, гостиниц и ресторанов, аэропортов и аэродромов и еще ряда категорий. По ее словам, предложенные изменения принесут региональному бюджету более 4 млрд рублей, из которых 3,2 млрд рублей — выпадающие доходы по налогу на муниципальное имущество. «Изменения снижают объем недополученных регионом доходов до 4%, что позволит области претендовать на федеральные субсидии по программе эффективности бюджетных расходов», — добавила госпожа Гладкова. Еще одно изменение касалось торговых и деловых центров: предполагается, что с 2015 года налог на имущество по объектам с площадью выше 5 тыс. кв. метров будет исчисляться на основании их кадастровой, а не балансовой стоимости. В 2015 году налог должен составить 1,5% от стоимости, в 2016 году и последующих годах — 2%. «Это обеспечит дополнительные поступления в бюджет около 315 млн рублей», — отметила заместитель министра. Данные поправки вносятся в связи с изменением федерального законодательства, которое предусматривает перевод всех торговых и деловых центров вне зависимости от площади на новую систему налогообложения с 2018 года.
Выступление заместителя министра вызвало бурную дискуссию среди депутатов. Больше всего их возмутили планы перевести торговые центры на налогооблагаемую базу по кадастровой стоимости. «Не кажется ли вам, что мы слишком торопимся, — спросил депутат от „Единой России” Сергей Чепиков. — У нас же есть люфт до 2018 года, зачем мы хотим сегодня, сразу в трех чтениях, задушить предпринимателей? Торговые центры сейчас на колени встанут». Депутат Анатолий Павлов заметил, что вокруг кадастровой оценки стоимости имущества постоянно возникают противоречия, а потому «коррупционная составляющая законопроекта очень высокая».
За поправки вступился глава комитета по бюджету Владимир Терешков. «С 1 января 2018 года, нравится это предпринимателям или нет, все торговые, деловые и выставочные центры будут облагаться по кадастру. Чтобы нормально прийти к этой ситуации, нужно провести какую-то подготовительную работу. На комитете мы пришли к необходимости опробовать новую схему на объектах с максимальной площадью, чтобы к 2018 году прийти с готовым решением, и комитет проголосовал за законопроект единогласно», — заявил он. Член бюджетного комитета Лев Ковпак, чья семья владеет крупной региональной торговой сетью «Кировский», с такой установкой не согласился: «Когда мы это обсуждали, еще не было решения по поднятию акцизов, налогов, страховых взносов — на 140 млрд увеличивается нагрузка на предпринимателей. Не было ситуации, когда ВВП растет на 0,5%, а инфляция — на 10%. Может все-таки вернуться к вопросу об этом в следующем году? А лучше в 2018 году». На это господин Терешков возразил, что откладывая изменения, законодатели ставят предпринимателей в еще более неудобное положение. В результате для принятия законопроекта голосов не хватило, как и для его отклонения. Депутаты рассмотрят поправки повторно на следующем заседании.
«Совершенно очевидно, что законопроект не был принят благодаря лоббистской активности отдельных депутатов, по непосредственным интересам которых он ударяет, — считает глава экспертного совета КЦ „Департамент политики” Александр Белоусов. — Их просто оказалось больше, а работа с остальными депутатами была проведена недостаточно. Я думаю, что закон может быть принят, но в модифицированном виде, в котором он будет в наименьшей степени ущемлять участников рынка, имеющих свое представительство в региональном парламенте». Эксперт добавил, что ситуация с законопроектом наглядно продемонстрировала наличие конкретных экономических интересов в заксобрании. 
Ярослав Савин, руководитель Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности - taxCOACH®: 
- В первую очередь коснется конечно тех бизнесов, которые в рамках группы компаний вмещались в «упрощенку» (с балансовой стоимостью имущества до 100 млн рублей) и вообще не платили налог на имущество, а теперь будут. И в повышенном размере. Во-вторых, комплексный эффект просчитать сложно, но не будем забывать, что ритейл в Свердловской области дает ощутимый взнос в бюджет. Между тем в нынешних условиях количество посетителей в торговых центрах по статистике сокращается, арендные ставки не растут, а возможно будут падать. Очевидно, что собственники недвижимости не станут поплнять бюджет за счет собственной падающей маржи и постараются переложить повышение налоговых сборов на ритейл. Те, в свою очередь, окажутся под давлением уже нескольких негативных факторов, но, я уверен, в конечном счете переложат дополнительное бремя на покупателей.
Газета "КоммерсантЪ-Урал"


Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2600159