Специалист Центра taxCOACH Ксения Збутевич прокомментировала для 74.RU условия регистрации товарного знака на "чебаркульский" метеорит

Подсчитав убытки, нанесенные метеоритом, южноуральцы задумались, как заработать на этом уникальном явлении. Самыми сообразительными оказались кондитеры, которые уже подали заявку на регистрацию товарных знаков со словом «метеорит». Производители сувенирной продукции разрабатывают макеты для кружек и футболок, а представители туриндустрии готовы организовать для всех желающих экскурсии по «следам метеорита». Власти региона собирают предложения о том, как монетизировать снизошедшую на Челябинск всемирную известность.

Заявки на регистрацию товарных знаков «Уральский метеорит», «Чебаркульский метеорит» и «Загадочный метеорит» по классу кондитерских изделий были поданы в Роспатент 20 февраля 2013 года. Заявителем выступила компания «Патент Групп», которая занимается оформлением товарных знаков для холдинга «Уральские кондитеры». Владельцем этой компании является челябинский бизнесмен Владимир Гроо (входит в топ-100 самых богатых челябинцев по версии Chel.ru). «Патент Групп» владеет такими кондитерскими брендами, как «Уральские кондитеры», «Медунов», «Уральская марка», «Молоко Жар-птицы», «Сахарная жемчужина», «Сахарная апельсинка» и другие.

В офисе компании «Патент Групп» корреспонденту Chel.ru сообщили, что товарные знаки, на регистрацию которых поданы заявки, планируется использовать для выпуска печенья и конфет. Когда именно в продаже появятся «уральские метеориты», там уточнить затруднились.

Оперативно отреагировали на событие планетарного масштаба и челябинские производители сувенирной продукции – пока, правда, футболки и кружки с метеоритной тематикой производятся на заказ. По словам сотрудников магазина «Колорслаб», который предлагает футболки с надписью «Ничего так не бодрит, как с утра метеорит», товар пользуется спросом. «Заказывают эти футболки не только подростки, но и вполне взрослые люди», – уточнили в магазине.

Прилетевший 15 февраля 2013 года болид – не первый метеорит, упавший на территорию Челябинской области. Впервые такое явление было отмечено 9 апреля 1941 года в районе Катав-Ивановска, второй раз – 11 июля 1949 года в Кунашакском районе. 
Златоустовские оружейники намерены выпустить коллекцию оружия с использованием метеоритного железа. «В прошлом году на одной из выставок мне удалось купить достаточно крупный кусочек распиленного на пластины Сихоте-Алиньского метеорита, – рассказал заместитель директора компании «АиР» Владимир Герасимов. – Скорее всего, сделаем нож или стилет на декоративной подставке, для изготовления и применим метеоритное железо». Первые предметы космической коллекции планируется выпустить в конце марта.

С новой силой зазвучали разговоры о туристическом потенциале Южного Урала, получившие шанс наполниться конкретным содержанием. Глава общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Бречалов уже дал совет региональным властям построить туристический бизнес на падении метеорита. «Можно в этой ситуации заработать денег и для граждан, и для предпринимателей. Это включается мгновенно, в течение трех рабочих дней проводится мозговой штурм креативных людей области, которые по всему миру раскидывают сообщения «Добро пожаловать: метеорит» и так далее, какие-то картинки, фотографии», – высказал предложение Александр Бречалов.

Мэр Чебаркуля Андрей Орлов в своем блоге объявил сбор предложений о том, как заработать на метеорите. По его мнению, место предполагаемого падения метеорита может быть интересно гостям из близлежащих санаториев. «Может, у кого и найдутся идейки, как монетизировать славу временно прописавшегося у нас небесного гостя? А может, кто захочет инвестировать в новую астероидную инфраструктуру... Диспозиция такова. Метеорит упал в озеро, примерно в двух километрах от городского пляжа. Ближайший к месту падения берег принадлежит гослесфонду. В окрестностях города есть десяток санаториев, гости которых могли бы вывозиться на экскурсию к месту падения», – сообщил Андрей Орлов. Пользователи Сети с удовольствием откликнулись на это предложение, число комментариев в блоге главы Чебаркуля уже перевалило за несколько сотен.

Эксперты в сфере туризма не склонны ждать нашествия туристов на Южный Урал, считая, что это событие привлечет лишь специфическую публику, но отмечают, что всемирная известность должна принести региону пользу.

По словам директора турфирмы «Спутник» Людмилы Мосиной, массового потока туристов ждать не стоит. «У нас действительно пришла заявка из-за рубежа на посещение Челябинска, но пока лишь одна. Не думаю, что это будет массовое явление, поедут лишь те, кто увлекается этой тематикой. Главный плюс, я считаю, заключается в том, что нас узнали во всем мире, и теперь надо думать, как использовать эту всемирную известность в правильном ключе», – говорит Людмила Мосина.

«Летом у нас достаточно большой поток туристов в чебаркульском направлении», – говорит директор по туризму компании «Сусанин» Александр Подпятников. «Возможно, теперь туристов, решивших отдохнуть или попутешествовать, станет больше. В идеале здесь должен появиться какой-то центр, в котором могли бы интересно рассказать об этом явлении и что-то показать», – считает эксперт.

Директор по туризму компании «Пегас-Тур» Александр Юдович считает, что хорошим вариантом было бы строительство центра развлечений. «Как его связать с метеоритом, не совсем понятно, но думаю, что люди бы ездили туда с удовольствием. А метеорит просто сделал хорошую рекламу нашему городу», – поделился своим мнением Александр Юдович. По его словам, делать ставку на большой поток туристов из-за рубежа не стоит, просто потому что стоимость поездки в Челябинск будет в разы дороже, чем отдых в курортных странах.

Региональные власти также заинтересованы в том, чтобы мировая слава, которая упала на Челябинскую область буквально с неба, не прошла бесследно. «Подумаем над тем, как Челябинску и области получить пользу от падения небесного тела. Для нас это знаковое событие. Ведь благодаря метеориту о нас узнал, без преувеличения, весь мир. Знаю, что специалисты думают, как увековечить это событие в памятнике, а представители туристической отрасли разрабатывают маршруты. Как говорится, нет худа без добра», – сказал глава региона Михаил Юревич.

Ксения Збутевич, 

Специалист Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH: 

«Что касается товарных знаков «Уральский метеорит», «Чебаркульский метеорит» и «Загадочный метеорит», то сами по себе эти словосочетания обладают малой различительной способностью, однако при должном уровне графического исполнения и обоснования уникальности товарных знаков их вполне могут зарегистрировать. При этом отсутствие их регистрации на данный момент никоим образом не влияет на возможность уже сейчас производить продукцию под данными брендами. Регистрация будет влиять только на установление исключительных прав собственника товарных знаков на их использование в своей деятельности, а также позволит ограничить такое использование любыми третьими лицами. Приоритет прав собственника при этом устанавливается по дате подачи заявки на регистрацию бренда, поэтому в случае подачи аналогичных заявок другими лицами в более поздние периоды им в регистрации будет уже отказано».