Топ-7 публикаций в печати о налоговой, имущественной и управленческой безопасности бизнеса (с 11 по 18 ноября)

top7 11 ноября - 18 ноября 2014 года

1. ГД 18 ноября во втором и третьем чтениях приняла закон о деофшоризации российского бизнеса

Суть: законопроект определяет механизм налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК) и доходов иностранных организаций. Новый механизм обяжет российских резидентов - компании и людей - платить налог с нераспределенной прибыли их иностранных активов. Цель - так называемые кошельки, в которых накапливаются дивиденды и проценты по кредитам. Сохранена "жесткая" версия: 50% порог контроля в КИК, начиная с которого владелец обязан платить налоги в России, будет действовать только в 2015 году, а с 2017 года он будет снижен до 25%. Компании будут платить 20%, физические лица - 13% с нераспределенной прибыли их иностранных структур. Законопроект устанавливает, что прибыль КИК учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций или по налогу на доходы физических лиц в том случае, если ее величина составила более 10 млн руб. Кроме того, вводится понятие «контролирующего лица». Ответственность за сокрытие имущества и доходов в офшорах будет введена с 2017 года. Закон вступит в силу с 1 января 2015 г.

2. Комитет ГД по бюджетной и налоговой политике подготовил новый вариант законопроекта о введении местных сборов с бизнеса. 18 ноября ГД планирует рассмотреть этот законопроект во втором и третьем чтениях. 

Суть: сборы предлагается взимать не с 22 видов деятельности, а с меньшего количества, прежде всего, с торговли. Ставки сборов приравнять к ставкам с соответствующих видов патентов. Как и прежде, начать взимать сборы для начала планируется в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе (в Москве с июля 2015 года). Как и прежде, много неясностей по одновременному взиманию налогов и предполагаемых новых местных сборов.

3. Верховный суд (ВС) начал ужесточать практику по налоговым спорам. В деле банка "Интеркоммерц", оспаривающего налоговые претензии по убыточным валютным операциям, ВС поддержал налоговиков, которые сочли сделки взаимозачетом и подвергли сомнению их экономическую обоснованность. Высший арбитражный суд (ВАС) ранее настаивал, что налоговики не вправе переквалифицировать сделки и оценивать их на предмет целесообразности. 

Суть: по мнению ФНС, убыточные сделки банка не были экономически обоснованы и банки таким образом производили зачет взаимных требований и обязательств, а не реальные поставки валюты. Суды: воля сторон с самого начала состояла в том, "чтобы осуществить беспоставочную сделку путем проведения неттинга, так как ни по одной паре спорных сделок реальной поставки произведено не было". Суды признали, что сделки должны быть обусловлены разумными экономическими причинами и направлены на получение дохода. ВС предоставил налоговикам полномочия по переквалификации сделок. Президиум ВАС ранее исходил из принципа свободы экономической деятельности, не разрешавшего налоговикам заниматься переквалификацией сделок и оценивать их с точки зрения целесообразности или полученного результата.

Подробнее:http://kommersant.ru/doc/2612348

4. Доля вынужденных реструктуризаций уже достигла 13-15% всех кредитов юрлицам, догнав уровень кризисного 2009 года. В ближайшее время доля реструктуризаций может удвоиться. 

Суть: Под реструктуризацией в данном контексте подразумевается любое изменение условий по кредиту по причине невозможности заемщиком обслуживать заем на прежних условиях. Были опрошены топ-30 российских банков, на долю которых приходится 83% совокупного корпоративного кредитного портфеля банковской системы (их портфель составляет 22,2 трлн руб.). У Сбербанка, на долю которого приходится почти треть рынка, на конец первой половины 2014 года объем кредитов с пересмотренными условиями вырос до 15,1%. Наиболее уязвимы отрасли туризма, авиаперевозок и компании розничной торговли. 

5. Правительство РФ внесло в ГД проекты ФЗ-ов, повышающих качество налогового администрирования по налогам, формирующим доходную часть бюджетов в регионах

Суть: Документы направлены на обеспечение доступа должностных лиц финансовых органов регионов и муниципальных образований к сведениям, в том числе составляющим налоговую тайну. Сведения о налогоплательщиках необходимы для формирования и обеспечения исполнения региональных и местных бюджетов.

6. Главы ФНС и Счетной палаты РФ подписали соглашение о сотрудничестве.

Суть: контролеры Счетной палаты будут сообщать ФНС о фактах уклонения от налогов или других нарушений налогового законодательства, если обнаружат это во время проверки. В материалах, передаваемых налоговикам, Счетная палата представит свою оценку ущерба и возражения должностного лица по акту проверки. Налоговики должны будут не только прореагировать на это сообщение, но и отчитаться о принятых решениях.

7. Статистика свидетельствует, что ближайшие перспективы России - продолжение рецессии (в лучшем случае) или открытый кризис. Большая часть из опрошенных DK.RU екатеринбургских бизнесменов готовится к второму варианту.