Топ-7 событий от taxCOACH® в сфере налоговой, имущественной и управленческой безопасности (24 фев - 3 марта 2015 г)

Топ-7 событий taxCOACH от 24 фев-3 марта 2015 года

1. Бизнес может получить отсрочку до 1 сентября по антиофшорному закону

Подробнее: по НК налогоплательщики обязаны до 1 апреля подать уведомления об иностранных активах. Но бизнес к этому сроку не успевает провести необходимые изменения. Предварительное решение перенести дату на 1 сентября принято на совещании у помощника президента Андрея Белоусова.

Закон о КИК требует от российских физических и юридических лиц платить налог с нераспределенной прибыли КИК. К 1 апреля нужно сообщить – без уплаты налога – обо всех активах, где к началу 2015 г. было более 10%: название, регистрационный номер, долю и цепочку владения. С 2017 г. налог придется платить, но с прибыли активов, в которых по итогам 2015 г. принадлежало 50%. C 2016 г. порог по доле владения снизится до 25%.

2. В СФ поступил законопроект о контролируемой задолженности

Подробнее: Изначально планировалось существенно изменить положения о контролируемой задолженности. В частности, предлагалось связать определение контролируемой задолженности не с аффилированностью, а с взаимозависимостью лиц. От этих изменений было решено отказаться.

Предлагаемые изменения законопроектом, внесенным в Совет Федерации РФ:

1) доходы и расходы АСВ, обусловленные антикризисными мерами, исключены из учета в целях налогообложения;

2) распространение статьи 269 НК на долговые обязательства не только по сделкам с банками, но и с любыми организациями;

3) интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам будут устанавливаться в зависимости от ключевой ставки ЦБ РФ;

4) для долговых обязательств по контролируемым сделкам между российскими хозяйствующими субъектами до 31 декабря 2015 г. устранен нижний предел: для них доходами в 2015 году будет вся сумма процентов до 27% (при действующей ключевой ставке – 15%) годовых. С 1 января 2016 года – пределы будут одинаковыми для всех контролируемых сделок;

5) приняты изменения, обусловленные резким обвалом курса рубля: до 31 декабря 2015 года в состав расходов по налогу на прибыль, возникших до 01.10.2014 года, положения п. 2 ст. 269 об определении превышения непогашенной задолженности разницы между суммой активов и величиной обязательств будет применяться, исходя из курса доллара на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного периода в пределах курса по состоянию на 01.07.2014 года.

3. Опубликован текст законопроекта о налоговых антикризисных мерах для среднего и малого бизнеса

Что планируется:

- субъектам РФ предоставят право снижать ставки налога при УСН "доходы" с 6% до 1% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

- расширение на 15 пунктов перечня видов деятельности, в отношении которых может применяться ПСН (право на ПСН появится, в частности, у ИП-кондитеров, переводчиков, а также оказывающих "услуги по программному обеспечению", занимающихся ремонтом компьютеров и коммуникационного оборудования, и многих других);

- предоставление права субъектам РФ снижать в 2 раза максимальный размер потенциально возможного к получению дохода при ПСН (с 1 млн. рублей до 500 тыс. рублей);

- предоставление субъектам РФ права снижать ставки налога при ЕНВД с 15% до 7,5% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

- уменьшение суммы уплачиваемого ЕНВД на взносы и пособия, уплаченные не только работникам (из соответствующих пунктов будут убраны слова о работниках).

- расширение права применения налоговых каникул в виде нулевой налоговой ставки для впервые зарегистрированных ИП, занимающихся оказанием бытовых услуг.

На данный момент законопроект проходит публичные слушания.

4. Пени по налогам не будут рассчитываться по ставке рефинансирования

Подробнее: Министр финансов Антон Силуанов намерен пересмотреть систему расчета пени по налогам, которые на данный момент начисляются по ставке рефинансирования. Это связано с тем, что "в условиях неизмененной ставки рефинансирования ЦБ, от которой считаются пени за просрочку и неуплату налогов, многие налогоплательщики несвоевременно уплачивают налоги в бюджет", говорится на сайте Минфина. Логика простая: лучше заплатить штраф, чем взять ресурсы в банках, которые привязаны к ключевой ставке ЦБ в 15% или собственные оборотные средства. Впрочем, на законодательном уровне изменения еще не проводились.

5. Участники ОЭЗ в Калужской области, славящейся благоприятным инвестклиматом, лишились льготы по налогу на имуществом

Подробнее: Тринадцатый арбитражный апелляционный суд Санкт-Петербурга не удовлетворил иск «Фольксваген груп рус», оспаривавшей решение о доначислении ей налога на имущество. Аналогичное решение вынесено по иску Peugeot Citroen Mitsubishi Automobiles Rus («ПСМА рус»). МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 8 проверяла, обоснованно ли две компании пользовались льготами по налогу на имущество на правах инвесторов заводов по производству легковых автомобилей в Калужской области. «Фольксваген груп рус» подписала соглашение с правительством Калужской области о строительстве завода в 2006 г., «ПСМА рус» – в 2008 г. Оба соглашения сулили инвесторам освобождение от уплаты налога на имущество, созданное благодаря этим инвестпроектам, следует из судебных документов. Такая льгота была предусмотрена законом Калужской области «О налоге на имущество» и распространялась на имущество, созданное в первые три года действия инвестпроекта. "Фольксваген" посчитал, что имущество подпадает под льготу, если в первые три года инвестор вкладывал в него средства, – вне зависимости от даты создания этого имущества и его перевода в состав основных средств. Суд же согласился с налоговиками: льгота действует, только если имущество создано в первые три года действия инвестпроекта, капвложения в него завершены и оно переведено в состав основных средств. В результате инвестору доначислили 410 млн руб. налога и 172 млн руб. пеней и штрафов. Ни суды, ни налоговые органы не учли длящийся характер реализации инвестиционного проекта, а также то, что на момент подписания инвестсоглашений действовала редакция закона, предоставлявшая инвесторам льготу в отношении всего имущества, создаваемого в рамках инвестпроекта.

6. Новые промпредприятия получат льготу в 10% по налогу на прибыль

Подробнее: инициатор предложения - Минфин. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности его одобрило. Капитальные затраты инвесторов предлагается компенсировать снижением до 10% налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональные бюджеты. Сегодня ставка по налогу на прибыль равна 20%, из них 2% зачисляется в федеральный бюджет, 18% – в региональные бюджеты. Минфин согласен на обнуление федеральной доли этого налога.

Минус очевиден: регионы будут самостоятельно решать, предоставлять ли данную льготу. Бюджеты 74-х субъектов РФ итак дефицитны, а налог на прибыль является одним из ключевых (наряду с НДФЛ для регионов). Льгота будет начинать действовать с момента получения первых доходов от регионального инвестиционного проекта. Она закончится после того, как общая сумма льготы окажется равна сделанным капитальным вложениям. Объем инвестиций за три года со дня включения организации в реестр участников региональных инвестпроектов должен составлять от 50 до 500 млн руб., а за 5-летний период – не менее 500 млн руб.

7. ЦБ выявит компании, не ведущие реальной деятельности

Подробнее: Центробанк разослал в свои территориальные управления письмо с рекомендациями, как выявлять среди заемщиков банков компании, «не ведущие никакой реальной деятельности». 

В письме ЦБ приводит признаки таких компаний:
- минимальный перечень обстоятельств, которые свидетельствуют о возможном отсутствии у компании-заемщика реальной деятельности;
- использование компанией неденежных форм расчетов, которые не соответствуют виду ее деятельности (вексель, бартер, зачет, уступка прав требований);
- систематическое исполнение обязательств по долгу и процентам за счет средств, поступивших по договору займа от третьих лиц;
- осуществление на постоянной основе операций лицами, не являющимися сотрудниками компании (например, сделки осуществляются по доверенности).

Особое внимание: компаниям, занимающимся торговлей и операциями с ценными бумагами, а также с низкой долей платежей в бюджет (выявляется при помощи автоматизированной системы «Анализ корреспондентских счетов кредитных организаций»).

Если доля бюджетных платежей мала, а банк все-таки счел, что компания ведет реальную деятельность, ЦБ рекомендует обратить внимание, запротоколировано ли это решение и есть ли в нем объяснение, почему деятельность заемщика все-таки признана реальной.

Ограничиваться этим не надо, продолжает ЦБ, подсказывая теруправлениям, что они могут запросить документы по заемщикам - описание производственного процесса: как дается реклама, заключаются договоры закупки и поставки товаров, осуществляется транспортировка и проч. Если документы вызовут сомнения, можно запросить «визуальную оценку бизнеса» — например, с выездом по адресам, где располагаются склады.

Если у компании, занимающейся оптово-розничной торговлей, нет складов, а в пояснениях представитель компании утверждает, что помещения не нужны из-за прямой поставки от поставщиков покупателям, регулятор советует рассматривать это как «обстоятельство, указывающее на нереальную деятельность». При торговле же ценными бумагами необходимо анализировать не только договоры, но и факты перехода права собственности.

Разработка Аналитической службы Центра taxCOACH®