Топ-7 событий taxCOACH® в сфере налоговой, имущественной и управленческой безопасности Среднего бизнеса (17-24 марта)

Уголовная ответственность юрлиц. Топ-7 событий от taxCOACH (17-24 марта 2015 года)

1. В ГД внесен законопроект об уголовной ответственноси юрлиц. Упор на штрафы с целью пополнения бюджета

Подробнее: Инициатор - "единоросс", зампредседателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Александр Ремезков. Уголовную ответственность юридических лиц могут ввести почти по 40 статьям УК. 

Исключительная мера наказания - запрет на осуществление деятельности на территории РФ, принудительная ликвидация юридического лица и обращение его имущества в доход государства (после удовлетворения требований кредиторов)  - предусмотрена за особо тяжкие преступления против личности, общественной безопасности и мира. За менее опасные деяния проектом закона предусмотрены два вида штрафов - в виде единовременной выплаты в размере от 200 тыс. до 30 млн руб. (фиксированный штраф), а также в виде выплаты в размере, кратном полученному организацией преступному доходу, причиненному преступлением имущественному ущербу или стоимости приобретенного преступным путем имущества (кратный штраф). Такие виды наказаний, как лишение лицензии, квоты, преференций или льгот, а также лишение права заниматься определенным видом деятельности могут назначаться исключительно по отношению к тому виду деятельности, при осуществлении которой было совершено преступление.

Интересно: предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности физического лица, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести исключительно в интересах юридического лица, при этом не получившего никакой имущественной или иной личной выгоды, в случае если уголовной ответственности за то же деяние подлежит юридическое лицо.

2. Вице-мэр Екатеринбурга Александр Высокинский рассказал о невозможности развивать бизнес с таким количеством "проверяющих"

Подробнее: в городе около 60-ти госучреждений, проверяющих бизнес. По его словам, бывают случаи, когда в десять часов утра кто-то пишет заявление о том, что на одном предприятии используют контрафактное программное обеспечение. В половине одиннадцатого на это предприятие уже вламываются с обысками. Еще через полчаса пытаются изъять серверы бухгалтерии с прекрасной формулировкой: «Ну что ж, по документам у вас все нормально, но давайте, просто на всякий случай, еще серверы у вас изымем». В результате работа компании парализована. И если проверяющие ничего не найдут, за простой никто никакой ответственности не понесет.

Высокинский считает, что средний и малый бизнес — основа экономики и 40% трудоспособного населения Екатеринбурга работают именно там. Но под прессом проверок они вынуждены закрываться. В результате получаем очень печальную с точки зрения экономики статистику. На территории города — миллион избирателей. Это люди старше 18 лет. Из этого миллиона мы убираем 200–250 тыс. нетрудоспособных граждан и еще 200–250 тысяч муниципальных служащих, полицейских, прокуроров и так далее. Итого: один работающий в реальном секторе горожанин кормит одного госслужащего и одного нетрудоспособного. Пока мы не перевернем эту статистику, пока у нас большинство граждан не начнут создавать добавочную стоимость продукта, говорить о серьезном развитии экономики города просто нельзя.

3. ЦБ всерьез взялся за транзитные операции клиентов банков

Подробнее: ЦБ разослал в свои теручреждения письмо с просьбой обратить пристальное внимание на банки с пороговыми значениями транзитных операций. По мнению ЦБ, транзитные операции предшествуют выводу денег за рубеж и "обналичке". Банки, объемы транзитных операций клиентов которых превысили пороговые значения, должны отчитаться перед регулятором. Планки по транзиту ЦБ определил следующие: более 20 млрд руб. в IV квартале 2014 г. по валовому транзиту, более 2 млрд руб. по аккумулирующему транзиту, или же если доля валового транзита в списаниях денежных средств со счетов всех клиентов составляет более 60%. Банки должны будут сообщить в ЦБ, какой деятельностью занимаются такие клиенты, какие операции проводят, и экономически эти операции обосновать. Также ЦБ требует от банков рассказать о принятых мерах по совершенствованию процедур внутреннего контроля за сомнительными операциями. Теруправления должны будут собрать и проанализировать все эти данные и до 15 апреля отчитаться в департамент финансового мониторинга и контроля.

Статистика 2014 года: Росфинмониторинг приостановил операции на 137 млрд руб. Было ликвидировано 15 крупных теневых площадок, через которые при помощи банков ежегодно прокручивалось примерно 90 млрд руб.

Информация от топ-менеджера одного из банков: совместно с налоговыми органами ЦБ рассылает по банкам запросы по сомнительным клиентам, интересуется операциями, которые те совершали в IV квартале 2014 г. Под пристальным вниманием компании, у которых большие обороты по счетам, но маленькие налоговые платежи.

4. ГД почти ужесточает уголовную ответственность за уклонение от налогов через офшоры и "однодневки"

Подробнее: законопроект был принят во втором чтении 18 марта. Поправки устанавливают уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов через подставные компании. Также наказание ужесточат за махинации через контролируемые иностранные компании и с помощью контролируемых сделок. За подобные схемы может быть назначен штраф - от 200 до 500 тысяч рублей. Либо в размере заработной платы осужденного за период от года до трех лет. А также принудительные работы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок до 6 лет. Сейчас законом предусмотрен штраф за уклонение от уплаты налогов - от 100 до 300 тысяч рублей или зарплаты за период от года до двух лет. Также осужденному может быть назначено заключение до двух лет. Также в Уголовном кодексе будет расширено описание признаков работы с "фирмами-однодневками". Так, правоохранительные органы смогут привлекать к ответственности нечистых на руку бизнесменов не только за создание юридических лиц через подставных людей, но и за совершение операций с такими структурами.

5. Определены существенные нарушения при проведении налоговой проверки

Подробнее: ФНС в письме N ГД-4-3/2014@ от 12 февраля 2015 г. разъяснила, что является существенной ошибкой при проведении проверки. Ведомство определило, что ошибки в первичных учетных документах, не препятствующие налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость и другие обстоятельства документируемого факта хозяйственной жизни, обуславливающие применение соответствующего порядка налогообложения, не являются основанием для отказа в принятии соответствующих расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

По-прежнему обязательны к применению и не подлежат изменениям, так как их применение описано не в законе о бухучете, а другими нормативно-правовыми актами, приходные и расходные кассовые ордера (КО-1, КО-2); кассовая книга (КО-4); книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (КО-5); расчетно-платежная ведомость (Т-49); платежная ведомость (Т-53); документы по учету труда, формы которых утверждены постановлением Госкомстата N 1 от 05.01.2004 года; документы для безналичных расчетов, утвержденные ЦБ РФ.

6. Правительство внесло в ГД законопроект о поддержке малого и среднего бизнеса

Подробнее: законопроект подготовило МЭР, поддержал премьер Дмитрий Медведев. Исключается положение о периодичности установления правительством предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Также снимается ограничение по участию юридических лиц в уставном капитале малых и средних предприятий, получивших статус участников проекта по проведению исследований, разработок, и коммерциализации их результатов. Кроме того, законопроект увеличивает предельную долю участия российских и иностранных юридических лиц в уставном капитале малых и средних предприятий с 25 до 49%.

7. Судебная практика: городской суд взыскал налоги с осужденных руководителей банкрота

Подробнее: Егорьевский городской суд Московской области, а затем и Облсуд признали обоснованными исковые требования налоговых органов Московской области о взыскании ущерба, причиненного бюджетной системе России, с руководителей фирм, осужденных за совершение преступлений, связанных с неуплатой налогов возглавляемыми ими организациями. Из решения: "неуплаченные юридическим лицом налоговые платежи, установленные в ходе выездной налоговой проверки, должны быть взысканы с его руководителя, признанного виновным за налоговые преступления, предусмотренные статьями 198, 199, 199.1, 199.2 УК". Это соответствует позиции, изложенной в постановлении пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления».

Разработка Аналитической службы Центра taxCOACH®. Обсудить...