Топ-7 событий в сфере налоговой, имущественной и управленческой безопасности от taxCOACH® (3-10 февраля 2015)

ТОП-7 событий от taxCOACH (3-10 февраля 2015).jpg

1. Госдума хочет блокировать анонимный доступ в интернет

Подробнее: Депутаты Госдумы предлагают узаконить досудебные блокировки программных средств, позволяющих анонимно пользоваться интернетом и заходить на запрещенные интернет-сайты. Речь идет о проекте Tor, а также об анонимайзерах и VPN-сервисах. Tor уже блокируют в Китае, Иране, Казахстане и Эфиопии, но в России от этого могут пострадать сами интернет-провайдеры, предоставляющие услуги шифрования.

2. Принят в первом чтении закон "О внесении изменений в статью 269 части второй Налогового кодекса РФ" в части определения понятия контролируемой задолженности.

Подробнее: данные законопроект расширяет понятие «контролируемая задолженность» за счет включения в нее долговых обязательств, совершаемых между взаимозависимыми лицами (а не только между материнской и дочерней организации). С другой стороны, предлагается исключить из под понятия «контролируемой задолженности» кредиты, получаемые российскими налогоплательщиками от независимых кредитных организаций, даже если они обеспечены гарантией, поручительством иностранного взаимозависимого лица.

3. Налоговики доначисляют богатым безработным НДФЛ (новая практика)

Подробнее: Владимирская область присоеденилась к практике Белгородской области по начислению 13% НДФЛ безработным жителям региона, приобретающим дорогие товары. Всего в области 9 тысяч безработных, по данным налоговиков, 8% из них приобрели в 2014 году "люксовые" автомобили и квартиры. Таких жителей налоговая служба вызывает к себе и просит подтвердить законные источники доходов: факты наследства иди дарения. УФНС по Белгородской области тоже работают в этом же направлении, и у них даже состоялись успешные суды.

Официальная позиция ФНС: Налоговые органы в своей практике исходят из принципа неукоснительного соблюдения налогоплательщиками своей обязанности уплачивать налог в полном объеме и презумпции добросовестности налогоплательщика. В случае же, когда у налогоплательщика нет документов о доходах, инспекция вправе провести в отношении него выездную налоговую проверку. Но "вала" таких налоговых судебных дел пока нет. Они возникают не массово, а лишь в очевидных ситуациях недекларирования налогоплательщиками своих доходов. 

4. Наличие представительства не будет препятствовать применению УСН

ГД приняла в первом чтении законопроект № 673716-6. В настоящее время не вправе применять упрощенную систему налогообложения, в частности, организации, имеющие филиалы и представительства. Упоминание представительств из этой нормы планируется исключить. 

5. МЭР подготовило поправки об освобождении бизнеса от платежей по опасным производственным объектам

Подробнее: Минэкономики подготовило предложения о введении "антикризисных" двухлетних каникул по уплате обязательных страховых платежей для владельцев опасных производственных объектов. Освобождение не затронет только объекты первого класса опасности, на которые, по статистике страховщиков, приходится лишь 5,3% премий и 10% пострадавших от аварий

6. НДФЛ для зарабатывающих от 5 до 50 млн рублей вырастет до 18% (люди с заработком от 50 до 500 млн отдадут 23%)

Подробнее: 18 февраля ГД рассмотрит соответствующие поправки в НК. Прогрессивная шкала налогообложения предполагает градацию работающего населения в четыре ступени. В первую категорию попадет большинство граждан, которые получают до пяти миллионов рублей в год. Для них налог останется неизменным - 13%. Ко второй отнесут тех, кто получает от пяти миллионов до 50 миллионов рублей. Они поделятся с бюджетом 18% доходов. Люди с заработком от 50 миллионов до полумиллиарда рублей отдадут 23%, а кто ежегодно получает еще большие суммы - 28%.По подсчетам депутатов, поправки в Налоговый кодекс затронут всего 0,2% населения страны, которое, тем не менее, обладает 30% всех доходов.

7. "Упрощенцам" поозволят не учитывать выставленный в счете-фактуре НДС

Подробнее: 30 января 2015 года в первом чтении принят законопроект № 673716-6. Во-первых, он позволяет «упрощенцам» открывать представительства, что упростит ведение бизнеса в других регионах. Во-вторых, "упрощенцы" смогут не учитывать в доходах выставленный в счете-фактуре НДС в соответствии с п. 5 ст. 173 НК.

Зачастую налогоплательщики, применяющие УСН, работая с заказчиками, вынуждены выставлять счета-фактуры, чтобы позволить последним применить вычет. В результате, в соответствии с п. 5 ст. 173 НК «упрощенец» должен перечислить сумму полученного НДС, и потом еще 6% (при объекте "Доходы") единого налога УСН с этой суммы. Сложилась парадоксальная ситуация: «упрощенец», не являясь плательщиком НДС, платил данный налог и налог с этого налога. Судебной практикой данная нелогичная ситуация разрешалась в пользу бюджета. Данный законопроект позволит экономически обоснованно поставить точку в решении данного вопроса.

За кадром остался не менее важный проблемный момент в истории уплаты «упрощенцами» НДС. Выше описана ситуация, когда заказчик ведет себя добросовестно: в полном объеме уплачивает выставленный счет-фактуру. В реальности заказчики часто, оплачивая работы, «забывают» оплатить НДС по счету, о чем честно пишут в платежных поручениях в разделе о назначении платежа (не забывая заявить о вычете). Не каждый «упрощенец» в данном случае готов добровольно уменьшать свое вознаграждение еще на 18 % налога на добавленную стоимость. В итоге у налоговых органов возникают обоснованные претензии к «упрощенцам». Суды в таких ситуация признают обязанность уплаты НДС «упрощенцами». Вопрос возникает в размере налога. Изначально суды были более благосклонны и рассчитывали сумму, исходя из суммы, полученной налогоплательщиком от заказчика. Теперь, судя по всему судебная практика встала на сторону налоговых органов: «упрощенец» должен перечислить всю сумму НДС, заявленную в счете-фактуре (решение 17 ААС по делу № А60-26203/2014).