Топ-7 заметок в СМИ по теме налоговой, имущественной и управленческой безопасности бизнеса (7 октября - 14 октября)

1. Минфин РФ внес в правительство законопроект, дающий регионам возможность ограничивать доступ малого бизнеса к льготным режимам налогообложения. Согласно проекту, для мелких компаний и предпринимателей, работающих в сфере торговли, общественного питания и недвижимости, пороговые показатели, необходимые для получения права на "упрощенку" и патент, решением субъекта РФ могут быть снижены в 10 раз. Инициатива ужесточения исходит от губернаторов, жалующихся на дробление бизнеса ради экономии на налогах, и пока с другими ведомствами Минфином не согласована. 

Регионы жаловались, что достаточно крупные компании, прежде всего торговые, дробятся ради получения льготных налоговых режимов. Поясним, сейчас на упрощенную систему налогообложения (уплата 6% с доходов с освобождением от налога на прибыль или НДФЛ, от налога на имущество и НДС) имеют право организации и "индивидуалы" с доходами не более 60 млн руб. в год (с учетом дефлятора 2015 года — 64 млн руб.), с остаточной стоимостью основных средств до 100 млн руб. и средней численностью работников не более ста человек. 

2. В России может появиться уголовная ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов. Одновременно ужесточается наказание за сокрытие денежных средств, с которых нужно было заплатить налоги. Законопроект, предусматривающий до семи лет лишения свободы, внесен в правительство.

В российском законодательстве нет уголовной ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов. Закон о страховых взносах 2009 года предусматривает 20%-й штраф от неуплаченной суммы, в случае умышленного нарушения штраф возрастает до 40% от суммы. 

Законопроект Минюста, над которым он работал больше года, призван устранить этот пробел. Он дополняет Уголовный кодекс двумя новыми статьями – ст.199.3 и 199.4 УК(уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с физического лица и организации). Максимальное наказание по ним – штраф 500 тыс. руб. или лишение свободы до шести лет. Изменения также коснутся ст.199.1 УК, регулирующей наказание за неисполнение обязанностей налогового агента. Кроме налогов и сборов, в них появится ответственность за неуплату страховых взносов.

3. Борьба вокруг стоимость земли активизируется. Государство стремится увеличить доходы бюджета, и кадастровая оценка с каждым годом все больше превышает рыночную. Собственники и арендаторы пытаются изменить ситуацию - споров из-за кадастровой стоимости в этом году уже почти вдвое больше, чем за весь 2013 год. Причем если раньше истцы в основном выигрывали, то в последнее время чиновникам все чаще удается отстоять свою оценку - как на уровне комиссии при Росреестре, так и в судах.

4. Перечень операций клиентов, которым банки должны уделять повышенное внимание в связи с их возможной "антиотмывочной" природой, продолжает расширяться. Письмо 168-Т, призывающее банки быть более бдительными в отношении клиентов, импортирующих товары из Казахстана, опубликовано в "Вестнике Банка России". До сих пор под особое внимание попадали лишь такие схемы, в которых получателями средств в счет оплаты фиктивных поставок товаров с территории ТС, и в частности Казахстана, были третьи лица в иностранных юрисдикциях (вне ТС).

Сейчас, как следует из письма, регулятор заинтересовался операциями, когда оплата за импорт из Казахстана поступает в казахстанские же банки. По мнению ЦБ, эти операции могут быть направлены на уклонение от уплаты налогов, оплату "серого" импорта и отмывание преступных доходов.

Способ пресечь новую схему ЦБ уже придумал и, как следует из письма, согласовал с Росфинмониторингом. В своем письме он рекомендует, а по опыту применения таких писем фактически требует от банков запрашивать у клиентов, оплачивающих поставки из Казахстана, документы, подтверждающие реальный характер сделки: заявление о ввозе товаров с отметками налогового органа о его принятии и документ об оплате косвенных налогов. На это у клиента будет два месяца с даты ввоза товаров.

Если требуемые ЦБ документы клиент в банк не предоставит, банку придется уделять повышенное внимание всем операциям такого клиента, сообщать о тех из них, которые совершены в рамках данного внешнеторгового контракта, в Росфинмониторинг и даже отказать клиенту в проведении операций.

5. За 9 месяцев 2014 г. в консолидированный бюджет России с территории Свердловской области перечислено 167,95 млрд руб. Это на 5,3% больше поступлений аналогичного периода 2013 г. Больше всего пострадали доходы бюджетов муниципальных образований, налоговые поступления которых упали на 18,2%, или на 5,16 млрд руб. Ранее в Свердловской области перераспределили доходы на муниципальном и региональном уровнях.

А вот доходы федерального бюджета выросли на 12,3% до 48,77 млрд руб., регионального - на 9,4% до 95,99 млрд руб. Рост доходов обусловлен поступлением НДС в федеральную казну и ростом сборов по НДФЛ на 20,6% - в региональную. 

Напомним, ранее свердловское правительство объявило о сокращении несоциальных статей расходов бюджета на 30%. Такой шаг необходим из-за снижения прогнозируемых доходов на 2015 г. на 18 млрд руб., говорила ранее министр финансов Свердловской области Галина Кулаченко. 

Отметим, что и в других регионах РФ от снижения поступления налогов прежде всего страдают муниципалитеты. Правительство Новосибирской области одобрило сокращение отчислений НДФЛ в бюджеты муниципалитетов на 10% в пользу регионального бюджета

6. В Свердловской области за январь-июнь 2014 г. выдано на 16% меньше кредитов, чем по итогам второго полугодия 2013 г. Самый большой спад продемонстрировало  кредитование бизнеса (-49%). Изменился средний размер займа: для юрлиц он вырос на 41,8%. Рост процентных ставок, по словам участников рынка, в начале года составил 2-4% для МСБ и 1-3% для крупных корпоративных клиентов.

7. За 8 месяцев 2014 года прекратили деятельность 312,9 тысячи ИП. Но при этом 381,2 тысячи зарегистрированы. В итоге - плюс 68,3 тысячи. Откуда возник рост, учитывая негативный фон?

Некоторые работавшие в серой зоне решают выйти из тени. С одной стороны, видно, что государство закручивает гайки по всем фронтам: опасения, что «поймают», часто перевешивают даже жадность. С другой стороны, поскольку средний бизнес в основном работает по-белому, ему стало обременительно и рискованно делать выплаты контрагентам неучтенными наличными.

Заметными становятся новые рынки. А в ряде бизнесов логичнее строить отношения не «работодатель – сотрудник», а «заказчик – подрядчик». 6% от выручки в виде налога – это приятнее, чем 13% НДФЛ. 

ИП приобретают все больше плюсов по сравнению с ООО. Свободное использование доходов без уплаты налога на дивиденды, как в случае учреждения ООО, существует давно. А в этом году ООО на упрощенной системе налогообложения (УСН) впервые сдавали бухгалтерскую отчетность, что обременительно для малого бизнеса. В ИП бухучет не требуется. С 1 января 2014 года деньги ИП защищены государственной Системой страхования вкладов точно так же, как вклады и счета частных лиц, – на сумму до 700 тысяч рублей. Учитывая, что банки рушатся почти каждую неделю, это огромный плюс для ИП. 

Зреет еще одно преимущество ИП перед ООО. Государство собирается наделить субъекты РФ правом освобождать ИП от налогов на срок до двух лет. Правда, не менее 70% от доходов ИП должно приходиться на производство, науку или социальную сферу. Правительство уже одобрило законопроект, и он может пройти через парламент до конца года. Учитывая все это, можно ожидать, что число ИП будет увеличиваться независимо от экономической ситуации и инвестиционного климата. Пока государство не поймет, что через щель стало утекать слишком много бюджетных и пенсионных доходов и не закрутит гайки и здесь.