Выездные налоговые проверки: когда и к кому приходят? Ответы taxCOACH®

Выездные налоговые проверкиСобственники Среднего бизнеса часто обращаются к нам с вопросом: правда ли, что налоговые проверки проводятся раз в три года? Или с другим животрепещущим вопросом: стоит ли бояться выездной налоговой проверки (ВНП) и как от нее защититься? По просьбе одного из СМИ консультант по организационному и налоговому проектированию Центра taxCOACH® Александр Вотинцев рассказал о том, при каких нарушениях компания рискует попасть в план выездных налоговых проверок и какую тактику использовать при ВНП. 

1. Чем руководствуется налоговая инспекция при проведении плановой налоговой проверки?

Налоговым кодексом (глава 14). Все внутренние регламенты налоговых органов относительно проверок строго подчинены указанным нормам, и по сути не содержат ничего нового, а лишь дают в их рамках отдельные разъяснения, конкретизируют и утверждают порядок действий инспекторов при проведении мероприятий налогового контроля. В этой части нет никаких секретов.

Что касается регламентации налогового планирования для определения целесообразности назначения выездных налоговых проверок в отношении тех или иных налогоплательщиков, то она определяется внутренними приказами ФНС. Эти данные остаются закрытыми для налогоплательщиков, хотя в свое время была официально опубликована небезызвестная и в целом до сих пор актуальная «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок», утвержденная Приказом ФНС от 30 мая 2007г. № ММ-3-06/333@, предусматривающая отдельные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.

2. Чем отличается плановая выездная проверка от внеплановой?

Только тем, что для проведения внеплановой проверки Инспекции не требовалось ее предварительное утверждение в вышестоящей инстанции, в остальном по своему содержанию ничем не отличалась от проверок плановых и регламентировалась теми же нормами налогового законодательства. Такое разграничение было принято в свое время внутри налоговых органов условно, лишь с целью установления пределов, в рамках которых инспекции могли принимать самостоятельные решения относительно назначения выездных проверок без согласования с вышестоящими органами. По большому счету, учитывая что планы выездных налоговых проверок представляют собой закрытую информацию, для налогоплательщика оба типа проверок всегда оставались одинаково неожиданными.

Более того, практика проведения внеплановых проверок изжила себя уже к концу 2006г., и сейчас все выездные проверки так или иначе являются плановыми. Даже в случаях, когда решение о назначении проверки инспекции нужно принять в экстренном порядке (например, при поступлении заявления о ликвидации организации), то оно в любом случае согласуется с вышестоящим налоговым органом с последующей корректировкой текущего квартального плана.

3. Где владелец компании может найти план проверок?

План налоговых проверок является закрытой информацией и нигде не публикуется.

Пожалуй, единственный и самый достоверный признак того, что в отношении Налогоплательщика планируется проведение выездной налоговой  проверки, это выставление его поставщикам товаров (работ, услуг) требований в рамках ст. 93.1 НК РФ. При этом период, за который запрашивается информация и документы по взаимоотношениям с налогоплательщиком в этих требованиях, охватывает три последних года, а не касается каких-то конкретных сделок.

Также не стоит пренебрегать комиссиями по легализации налоговых баз, проводимых Инспекциями. Дело в том, что в рамках таких комиссий налоговики ввели интересную практику. Выявив, скажем, с десяток «проблемных» контрагентов у налогоплательщика, его приглашают на встречу и показывают только двух с просьбой сдать соответствующую уточненную декларацию по НДС и налогу на прибыль. Если налогоплательщик «поддался», приглашают еще. Так проверяют налогоплательщика на платежеспособность и податливость к увещеваниям, являющихся для инспектора неоценимыми качествами «налогоплательщика проверяемого»

Если же налогоплательщик по данным анализа его деятельности имеет резервы для повышения уровня уплаченных налогов, но не предпринимает никаких действий (не представляет уточненную отчетность, не соглашается повысить налоги), то комиссией принимается решение о проведении мероприятий налогового контроля. В частности, о проведении выездной проверки, если предполагаемые нарушения покрывают минимально установленный размер доначислений (свыше 2 млн рублей).

4. Каким образом и за сколько дней собственника компании оповещают о предстоящей выездной налоговой проверке? Какой документ приходит?

Выездная проверка начинается в день вынесения налоговым органом решения о ее проведении независимо от его вручения налогоплательщику.

Данное Решение содержит следующую информацию:

  • полное и сокращенное наименования либо Ф.И.О. налогоплательщика;
  • налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежат проверке;
  • периоды, за которые она проводится;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается ее проведение.

Решение принимает налоговый орган, в котором проверяемое лицо состоит на налоговом учете. 

Сроков для вручения решения о начале проведения проверки нет. Но отказываться от подписи этого документа нет никакого смысла, так как иначе вам направят его по почте и на шестой день оно будет считаться полученным. Если решение на проверку вынесено, то ее проведут в любом случае. «Прятаться» от налогового органа смысла нет, тем самым только настроите инспекторов против себя, кроме того к проверке для сговорчивости налогоплательщика могут быть привлечены сотрудники полиции.

5. Где и как проводится выездная налоговая проверка?

Выездная налоговая проверка (ВНП), уже исходя из своего названия, предполагает, что проводиться она будет на территории налогоплательщика. Хотя на практике Инспектора относительно немного времени проводят у налогоплательщика, как правило только при необходимости первичного сбора информации и ознакомления с оригиналами документов, для проведения осмотров территории. Значительная часть работы проводится в инспекции уже по заверенным копиям документов, запрашиваемых отдельными требованиями в соответствии со ст. 93.1 НК РФ.

Выездная налоговая проверка полностью проводится на территории Инспекции, только если налогоплательщик сам письменно попросил об этом в связи с отсутствием возможности предоставить помещения для этих целей и изъявив готовность предоставить все необходимые для проверки документы в инспекцию, а также если уполномоченные представители налогоплательщика избегают контакта с проверяющими инспекторами или их нахождение неизвестно. В последнем случае составляется акт об отказе или уклонении налогоплательщика от получения решения о проверке и требований инспекции о предоставлении документов, определение налоговых обязательств проверяемого производится расчетным путем исходя из имеющейся в налоговом органе информации и полученной из прочих источников, что чревато еще более значительными доначислениями.

Как действовать при выездной налоговой проверке?Лучше всего выделите помещение для инспекторов, объясните им правила нахождения на своей территории, при этом не так, что эти правила распространяются исключительно на проверяющих, а касаются в целом всех сотрудников и гостей предприятия. В таком ключе можете даже уведомить, что на территории ведется видеонаблюдение, и это будет воспринято Инспекторами нормально.

Также очень важно выделить специального человека, который будет общаться с налоговыми инспекторами и знает, как это делать, предоставлять им оперативно документы и информацию. Это позволит избежать утечки лишней информации, у налогоплательщика появляется возможность следить за ходом проверки, если у проверяющих возникают вопросы, помогать им находить те ответы, которые вам выгодны.

Нужно понимать, что выходя на проверку инспектора уже располагают информацией о налоговых правонарушениях, которые по их мнению обеспечат им определенную сумму доначислений (свыше 2 млн руб.), иначе проверку бы не назначили. Это, как правило, данные по ряду «проблемных» поставщиков налогоплательщика, по которым можно отказать в тех же вычетах по НДС. При этом вышестоящие налоговые органы требуют от Инспекций не только доначисления запланированных сумм, но и всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, а учитывая ограниченные сроки проверки, а также значительную загрузку инспекторов (на одного в среднем приходится по три проверки в квартал), последние, увидев, что налогоплательщик идет им на встречу, часто просят предоставить им уже готовый анализ и особо его не перепроверяют. Т.е. наладив контакт с проверяющими, можно как минимум добиться того, что представители ФНС ограничатся только теми нарушениями, которые они выявили в ходе предпроверочного анализа.

6. Указывается ли при оповещении о проверке список документов, которые необходимо предоставить? Имеет ли право проверяющая инстанция при проверке запрашивать те документы, которые не были указаны при оповещении о проверке?

Вместе с решением на проверку налогоплательщику вручается требование в рамках ст. 93 НК РФ, содержащее общий и крайне большой список документов, который необходимо предоставить. Но не стоит паниковать, это не значит, что в течении 10 дней налогоплательщик должен подготовить копии всех документов и передать их проверяющим. Это требование носит скорее декларативный характер и уведомляет налогоплательщика, что он должен быть готов по первому требованию проверяющих предоставить интересующие их документы, причем зачастую будет достаточно предоставить к ознакомлению оригиналы документов в месте проведения проверки без изготовления их копий или изъятия.

Лишняя «макулатура» Инспекции не нужна, проверяющие сами по ходу проверки скажут, копии каких документов нужно будет сделать. Для этих целей они выставляют отдельные требования, только уже в рамках ст. 93.1 НК РФ, касательно конкретных сделок. Вот их необходимо исполнять в четком соответствии с требованиями.

Лучше всего в самом начале проверки оговорить с проверяющими график и очередность, по которому будут предоставляться документы. Если с инспекторами удается наладить хорошие рабочие отношения, то, порой, они даже идут на встречу бухгалтерам, и стараются «не дергать» их лишний раз, например, в период сдачи отчетности.

7. Спустя какой период после открытия организации проходит первая плановая проверка? Частота плановых налоговых проверок?

То, что налоговые проверки проводятся регулярно каждые три года, - это старый миф. Инспекции за год охватывают выездными проверками в среднем не более 1% стоящих у них на учете налогоплательщиков. Если взять город Екатеринбург, то в план проверок попадают в основном организации с доходом свыше 300 млн руб., в отношении которых в ходе предпроверочного анализа были установлены достаточные признаки налоговых правонарушений, предполагающих результативную проверку (с доначислениями свыше 2 млн руб.).

С регулярностью в два года обязательно проверяют только налогоплательщиков, включенных в список крупнейших.

С момента открытия организации до первой выездной проверки, как правило, проходит минимум три года, поскольку именно такой период можно охватить проверкой. Но если Инспекция выявит налоговые правонарушения на большую сумму по истечении всего 1 года, то она может и не ждать так долго.

Отмечу еще одну тенденцию: если по результатам выездной проверки удалось доначислить значительную сумму налоговых платежей, при этом проверяемый налогоплательщик не оспаривал результатов проверки и добросовестно все оплатил, то такого налогоплательщика, скорее всего, возьмут на заметку, чтобы по истечении двух-трех лет «навестить» его снова. Собственно, за счет именно таких несчастных налогоплательщиков еще сохраняется озвученный миф, при том, что большинство налогоплательщиков может вообще не столкнуться с выездной проверкой на протяжении многих лет.

8. Какие самые частые налоговые нарушения можно встретить на предприятиях?

Основным критерием риска включения в план проверок на данный момент остается большая степень вовлеченности в деятельность организации так называемых «фирм-однодневок». Соответственно, самое распространенное нарушение (в 90% всех выездных проверок) - это неправомерное применение вычетов по НДС по сделкам с «проблемными контрагентами».

9. Что не вправе делать директор во время проверки? Что не вправе делать проверяющие органы во время проверки?

Налоговый кодекс как таковых запретов для налогоплательщиков не содержит. Он предусматривает определенный круг обязанностей, за невыполнение которых налогоплательщик несет ответственность. Причем эта ответственность выражается не только в наложении установленных штрафов и пени, но, как правило, напрямую связана с пересчетом со стороны инспекции налогов в сторону увеличения. Например, налогоплательщик в ходе проверки обязан предоставить по требованию Инспекции документы для подтверждения заявленных им расходов, если он этого не сделает, то Инспекция наложит штраф за неисполнение ее требования, а также не учтет эти расходы в уменьшении налоговой базы по прибыли и откажет в соответствующих вычетах по НДС.

Что касается вопроса объема полномочий налоговых органов при проведении налоговых проверок, то они могут проводить только те мероприятия, которые предусмотрены Налоговым кодексом, в строго установленном порядке (ст. 90 - 98 НК РФ). При этом нужно иметь ввиду, что нарушение инспекцией порядка проведения проверки и (или) оформления результатов проверки будут учтены при обжаловании решения Инспекции, только если налогоплательщик докажет, что они напрямую ограничили его в правах.

Аналитическая служба taxCOACH®. Обсудите материал с нами

Другие статьи taxCOACH® вам в помощь:

1. Налоговые риски: кто предупрежден - вооружен

2. Что ищет налоговый инспектор, если ваш покупатель оказался фирмой-"однодневкой"?

3. Из цикла откровений налогового инспектора: выездная налоговая проверка на "страже" процветания вашего бизнеса

4. Сбор доказательств и подготовка к судебным заседаниям по налоговым спорам (глазами инспекции)

5. Бизнесмены добились для себя ужесточения уголовного преследования за налоговые преступления


Ярослав Савин, руководитель Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности - taxCOACH, Эксперт по организационному проектированию24 - 26 сентября Центр taxCOACH® проводит обновленный бизнес-курс "Остаться в живых! Все об оптимизации Среднего бизнеса", специально "заточенный" для собственников и руководителей Среднего бизнеса в России, а также их "пособников": финансовых директоров, главных бухгалтеров и начальников правовых отделов и департаментов.





С обширным практическим опытом и наработками Центра taxCOACH® вы всегда можете познакомиться, прочитав нашу собственную книгу таксБУК "Практическое пособие по оптимизации Среднего бизнеса"






Услуги Центра taxCOACH®:


Обсудить подробности и договороиться о сотрудничестве с нами Вы можете по телефону: (343) 342-02-02

Полезная информация? Поделитесь с коллегами в соцсетях