Ярослав Савин, руководитель Центра taxCOACH, в "Итогах года" газеты "КоммерсантЪ" оценивает и дает рекомендации по поддержке среднего бизнеса в Свердловской области

В Свердловской области есть несколько вариантов стимулирования малых и средних компаний, которые предоставляют власти. Статистика показывает, что спрос на продукты екатеринбургского и областного государственных фондов поддержки бизнеса есть, и он растет. Однако пока это, скорее, точечные инструменты, удовлетворяющие ограниченный круг «потребителей».

Екатеринбургское ООО «Энергия инноваций» разрабатывает энергосберегающее оборудование для производственных помещений. «Пока что это микробизнес, — признается директор компании Евгений Неустроев, — и у нас еще нет достаточных средств для развития». Тем не менее, предновогодний график предпринимателя расписан по часам (многие вещи Евгений делает лично), и на вопросы корреспондента он отвечает уже поздним вечером. В 2010 году «Энергия инноваций» получила свой первый грант в 500 тыс. рублей от Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (СОФПП). Деньги понадобились на разработку «устройства для высококачественной комплексной подготовки воздуха». «Без этой поддержки просто не было бы нашего предприятия в том виде, в каком оно существует сегодня. Не было бы и нашей продукции — разработок в энергосбережении для производства и климатического оборудования», — рассказывает Евгений Неустроев. 

Задумка инноватора позволяет менять ключевые характеристики воздуха: температуру, влажность, контроль примесей и качественный состав. Прибор должен помочь «в разы снизить стоимость очистки воздуха в помещениях и затраты на их отопление». Грант в 500 тыс. рублей дал толчок для внедрения идеи ученого в жизнь: через три года «Энергия инноваций» выиграла конкурс на разработку и изготовление прототипа климатизатора «Бриз», «сейчас как раз проект в работе».

В целом, по словам директора СОФПП Евгения Копеляна, фонд выделил в 2013 году 16,6 млн рублей начинающим инноваторам и 83,2 млн рублей действующим. Ключевой же для государственного института в уходящем году стала поддержка производственников и сельскохозяйственных компаний в регионе. Свыше 100 компаний получили 517 млн рублей субсидий для приобретения оборудования (с целью модернизации производства). Еще 98 млн рублей — это субсидии по авансовым платежам по лизингу.

Господин Копелян делится и другими историями успеха. Так, субсидию на приобретение оборудования от фонда в этом году получило ООО «СК-Пласт». «Это один из первых региональных производителей комплексной системы канализации из полипропилена, компания принимает активное участие в реконструкции коммунальных предприятий Свердловской области и всех субъектов России», — отмечает он.

Другой пример — ООО «Иридиум Мобайл», которому СОФПП выделил субсидии на участие в выставках за рубежом, а также создание и регистрацию элементов фирменного стиля для позиционирования себя в других странах. Компания занимается разработкой и реализацией программного комплекса для управления системами автоматизации умных домов и промышленности. 

У фонда есть ряд простых правил для получения субсидий и грантов. Самые общие из них касаются численности сотрудников в компании и размера выручки за предшествующий год. Так, в среднем предприятии должны трудиться от 100 до 250 человек (в малом бизнесе — до 100 сотрудников, а в микрокомпании — до 15 человек). Что касается размеров выручки, то в микробизнесе эта цифра не должна превышать вполне серьезные 60 млн рублей, для малого предприятия — 400 млн рублей, а в средней компании — полноценный 1 млрд рублей.

Напротив, в Екатеринбургском центре развития предпринимательства (ЕЦРП, создан усилиями мэрии Екатеринбурга) решили отказаться от выдачи грантов и субсидий. «На наш взгляд, нефинансовые инструменты поддержки, позволяющие бизнесменам самим заработать деньги, дают более устойчивые и долговременные результаты, чем разовые прямые вливания», — рассказывает директор фонда Юлия Малоземова

Одна из «фишек» ЕЦРП — расположенный на его территории (ул. Пушкина, 9а) бизнес-инкубатор. Условия размещения — 2,5 тыс. рублей в месяц за рабочее место для тех компаний, которым еще не исполнилось три года. «Офис в центре города, мебель, доступ к интернету и телефонам, возможность пользоваться нашими конференц-залами и консультациями специалистов. Также мы безвозмездно предоставляем малому и среднему бизнесу новый инструмент муниципальной поддержки — возможность бесплатного годового подключения к электронной бухгалтерии», — говорит госпожа Малоземова.

На сайте бизнес-инкубатора перечисляются его резиденты (особенно много среди них IT-компаний). Прогуливаясь по этажам екатеринбургского «Сколково», можно встретить сотрудников таких компаний, как AverSoft, Aitelika, Selfhander, и других. «Самое главное преимущество — это цена. Где еще в центре Екатеринбурга вы найдете офис со столь низкой ставкой по аренде?» — задается вопросом Тимур Исмагилов, руководитель компании «Осклад сервис», которая разрабатывает продукт, позволяющий предпринимателям удобно обмениваться документами и информацией, необходимой для развития и поддержки производственных и коммерческих задач.

За кабинет площадью в 10,5 кв. метров, в который стартап въехал в июне, господин Исмагилов ежемесячно платит 5 тыс. рублей. Другим преимуществом бизнес-инкубатора для предпринимателя стала «правильная атмосфера места»: много основателей IT-стартапов, с которыми он «пересекался» и раньше. А также помощь со стороны сотрудников Екатеринбургского центра развития предпринимательства в поиске клиентов.

Статистических достижений у ЕЦРП немало: в 2013 году фонд проконсультировал по разным вопросам ведения бизнеса более 1,9 тыс. предпринимателей, обучил свыше 1 тыс. специалистов компаний, провел более 200 маркетинговых экспертиз (маркетинговых исследований и рекомендаций по продвижению) и 1 тыс. маркетинговых консультаций. Наконец, коммерциализировали более 25 инновационных проектов, подытоживает Юлия Малоземова.

Впрочем, говорить о достаточности поддержки малого и среднего бизнеса в Свердловской области пока явно преждевременно, считает руководитель Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности — taxCOACH Ярослав Савин. В качестве доказательства он приводит в пример ограниченные финансовые возможности того же СОФПП по кредитам, субсидиям на модернизацию производства и частичное покрытие лизинговых затрат (до 7 млн и 10 млн рублей во втором и третьем случае соответственно). «Да, если говорить о малом бизнесе, то это существенные деньги, однако средние компании с оборотом от 300 млн до 5 млрд рублей в год нуждаются в более активной и разноплановой поддержке», — поясняет господин Савин. Кроме того, в среднем кредитуются на срок не более трех лет, а в текущей ситуации это слишком мало — за это время собственники компаний, что-то производящих, успевают только разобраться, правильное ли они выбрали направление.

Надо понимать, что для предпринимателей из разных сфер экономики могут быть ключевыми и совершенно различные меры поддержки, подчеркивает Евгений Островский, сооснователь компании «Медиасайт». «Я представитель средне-малого бизнеса (наш совокупный налогооблагаемый оборот 200 млн рублей в год), причем очень специфической отрасли — IT. У нас в сфере интеллектуального труда и услуг львиная доля затрат — это зарплаты. И нагрузка в 49% на социальные налоги сверх зарплат просто убивает», — говорит он. В итоге, даже несмотря на заявления о мерах по стимулированию бизнеса государством, «весь средний и малый бизнес в регионе держится на серых и черных зарплатах (доля черной части доходит от 50% до 100% от дохода человека)».

С учетом неблагополучной ситуации в российской экономике предприниматели, наоборот, сейчас опасаются увеличения давления на бизнес. «Если говорить о нас, то мы постоянно имеем 2–3 проекта в стадии инвестиций, которые для нас итак убыточны. Если эти убытки увеличивать налоговой и административной нагрузкой, то нам проще в них вообще не инвестировать, а деньги тупо на банковский вклад положить. Как итог, это все закономерно приведет к уменьшению деловой активности и темпам роста экономики, сокращению рабочих мест и налоговых поступлений», — говорит Евгений Островский.

Для других же компаний ключевыми являются тарифы и условия техподключения к тем или иным сетям. Здесь, по словам главы свердловского отделения «Деловой России» Леонида Гункевича, удалось договориться с «МРСК Урала», и в итоге сокращена продолжительность ряда процедур технологического присоединения к электросетям и оптимизированы внутренние регламенты самих электросетевых компаний. Также подобная работа идет и по процедурам техприсоединения к сетям водоснабжения и водоотведения.

«Это, несомненно, шаг вперед. Но почему Свердловскую область нам не сделать общепризнанным региональным лидером (а может потом и федеральным) по стоимости и срокам подключения к инфраструктуре? Это была бы визитная карточка покруче, чем ОЭЗ „Титановая долина”. На это не нужны деньги из бюджета, здесь лишь требуется воля и упорство региональных властей в течение пары лет. А если еще поработать с региональными тарифами, то вот вам осязаемый позитив для обрабатывающих производств. Причем как для своих, так и для новых, для тех самых инвесторов, на которых почему-то так рассчитывают в правительстве области», — считает господин Ярослав Савин.

К сожалению, Свердловская область не знает, на чем она будет зарабатывать в ближайшие годы, продолжает руководитель Центра taxCOACH. «Мы все делаем как все. Цепляемся за раскрученную тему инноваций, которая все чаще сводится к IT-проектам, так же быстро „схлапывающимся”, как и поднимающимся. „Силиконовой долиной” мы не станем. Делать ставку на традиционные производства крупного формата тоже сомнительно — это уже выдоенная корова. Может начать все сначала? Конечно, не оставляя без внимания уже начатое. Выбрать наиболее вменяемые предприятия из совершенно разных отраслей и разного формата (от малого до почти крупного). Посчитать, насколько реально мы можем их прольготировать, например, под обновление основных средств. Далее посмотреть в течение 2–3 лет, кто льготами воспользовался эффективнее, и вот для них вводить адресную поддержку, помогать выходить им на федеральный уровень», — уверен Ярослав Савин, подчеркивая при этом, что для успешной реализации подобного подхода потребуется еще и восстановить доверие среднего бизнеса к власти, который сейчас часто предпочитает мимикрировать под малый бизнес и на контакт не идет, так как боится пристального внимания со стороны чиновников, даже если делается это из лучших побуждений.

Алексей Охлопков, газета "КоммерсантЪ" (Урал)