Россия улучшает инвестиционный климат. Часть I. Хозяйственное партнерство


В начале июня Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы внесен законопроект «О хозяйственных партнерствах». Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, «ни одна из существующих организационно-правовых форм не соответствует специфическим требованиям участников инновационной (в том числе венчурной - особо рисковой) деятельности, а также международным стандартам их осуществления». В этой связи и предлагается предусмотреть новую организационно-правовую форму, по своей сути, находящуюся между хозяйственным товариществом и хозяйственным обществом.

Основной причиной введения новой ОПФ является невозможность в рамках жесткой императивности действующего законодательства защиты именно договорных условий хозяйственных отношений между сособственниками бизнеса, в том числе и инвесторами. С 2009 года в законы об АО и об ООО внесены изменения, предусматривающие возможность заключения акционерных соглашений и договоров об осуществлении прав участников, регламентирующих отношения между акционерами (участниками) обществ. Однако правопреминительная практика на сегодняшний день такова, что любое согласованное сторонами своей волей и в своем интересе условие договора может быть признано судом недействительным, если оно противоречит общим положениям Закона. Обеспечить баланс интересов собственников бизнеса в зависимости от степени их реального участия в этом бизнесе практически невозможно.

Главный положительный момент характеристики правового регулирования хозяйственного партнерства как раз и состоит в возможности заключения гибкого, всеобъемлющего соглашения участников этого партнерства. На основании этого соглашения принимать участие в управлении деятельностью Хозяйственного партнерства могут как участники этого партнерства (партнеры), так и иные лица, в том числе работники и консультанты партнерства.

Избыточность императивных законодательных ограничений исключается за счет возможности установления в соглашении:

- различного объема прав и обязанностей разных участников партнерства, в том числе, на участие в управлении партнерством непропорциональное доле в складочном капитале;

- различного порядка и условий приема новых участников, выхода старых, в том числе при наступлении или ненаступлении определенных событий;

- различных условий распределения прибыли и голосов при принятии решений;

- приоритета прав одних участников перед другими, а также иных условий, необходимых в связи с различными условиями реализации бизнес-проектов.

Также устанавливаются гарантии защиты интересов при нарушении условий соглашения:

- наличие права потерпевшей стороны требовать понуждения к исполнению соглашения нарушившей стороной в судебном или в ином порядке, предусмотренном соглашением об управлении партнерством;

- нарушение условий соглашения является основанием для признания недействительными в судебном порядке решений органов управления партнерства в случаях, предусмотренных таким соглашением;

- нарушение условий соглашения является основанием для признания судом по иску заинтересованной стороны соглашения недействительными сделок, совершенных партнерством или стороной соглашения об управлении партнерством в нарушение такого соглашения, только в случаях, если будет доказано, что другая сторона по договору знала или должна была знать об ограничениях, предусмотренных соглашением об управлении партнерством.

Хозяйственное партнерство создается на основании решения его учредителей. Создание партнерства путем реорганизации существующего юридического лица не допускается. Учредительным документом является Устав. Партнерами могут быть и физические, и юридические лица, в том числе иностранные.

Хозяйственное партнерство - коммерческая организация, минимальное количество партнеров 2, максимальное - 50. Если число участников партнерства уменьшится до одного, партнерство подлежит ликвидации, если превысит 50 - должно быть преобразовано в ОАО. Соглашение об управлении партнерством заключается при его учреждении. Соглашением предусматриваются условия формирования складочного капитала, в том числе условия о размере, составе, сроках и порядке внесения участниками вкладов, порядке изменения долей участников партнерства. Вклад в складочный капитал партнерства может осуществляться деньгами, ценными бумагами и другими вещами или имущественными либо иными имеющими денежную оценку правами.

В партнерстве образуется единоличный исполнительный орган, избираемый из числа участников партнерства в порядке и на срок, которые определяются уставом. Система, структура и полномочия органов управления партнерством, порядок осуществления ими деятельности и прекращения деятельности определяются соглашением об управлении партнерством. Порядок формирования органов управления партнерства определяется соглашением об управлении партнерством в части положений, не урегулированных уставом партнерства.

Реорганизация партнерства может быть осуществлена только в форме преобразования в акционерное общество. Хозяйственное партнерство может заниматься любой не противоречащей закону предпринимательской деятельностью, за исключением видов деятельности согласно утвержденному Правительством РФ перечню (будем надеяться, что он не будет слишком большим).

Учитывая, что большинство статей законопроекта начинается со слов «Если иное не предусмотрено соглашением об управлении партнерством», можно также надеяться не только на улучшение инвестиционного климата, но и на то, что в российской правовой системе появится реальная возможность для обеспечения приоритета договорных условий сособственников бизнеса перед императивными нормами закона. Поскольку законопроект внесен Правительством РФ и уже рекомендован к принятию в первом чтении на 29 июня, полагаем, что Хозяйственному партнерству быть, а значит, можно уже сейчас искать возможности для выгодного использования этой организационно-правовой формы.

Номер законопроекта 557159-5.



Назад в раздел