Новый вызовы: раскрытие бенефициарных владельцев бизнеса

Нашумевший Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» от 28.06.2013г. №134-ФЗ обязал банки самостоятельно устанавливать всю цепочку реальных собственников денег, размещенных на счетах, а клиентов – предоставлять банкам информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.

При этом, под бенефициарным владельцем, согласно ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом [банка] - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

Несмотря на то, что определение бенефициарного владельца и требования к его идентификации сформулированы нечетко (по этому поводу Ассоциация российских банков направляло письмо Директору Федеральной службы по финансовому мониторингу Чиханчину Ю. А. Исх. № А-01/5-420 от 21.08.2013), уже через несколько месяцев многие организации столкнулись с ультимативными требованиями банков о предоставлении информации о бенефициарах под угрозой расторжения договора банковского счета.

Читайте также - Механизмы защиты собственности с использованием иностранных юрисдикций и их совместимость с налоговой оптимизацией

Государство, решив собрать информацию о реальных бенефициарах бизнеса, в первую очередь скрытых с помощью использования иностранных компаний, осуществило действительно гениальный ход, построив механизм, опирающийся на банки, так как без расчетного счета в банке не сможет работать ни одна организация. Банки будут предъявлять требования к организациям, и, в свою очередь, отвечать перед мегарегулятором в лице ЦБ РФ.


Услуга Центра taxCOACH®
Структурирование бизнеса и налоговая оптимизация


Таким образом, если вы уже используете иностранные компании и не можете раскрыть бенефициарного владельца своему банку, ваш расчетный счет закроется.

При этом, банк заморозит денежные средства на 60 дней со дня направления уведомления о расторжении договора банковского счета в силу ст. 859 ГК РФ.

Если же вы только собираетесь использовать инокомпании и хотите открыть расчетный счет в банке, но не можете раскрыть бенефициара, в заключении договора банковского счета вам просто откажут.

При этом банк не обязан верить вам в том, что бенефициаром является директор компании, как вами может быть указано.

Почему мы пришли к такому выводу:

Во-первых, в силу п.п. 5.2, 11 ст. 7 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов...» банк вправе расторгнуть договор банковского счета (вклада), если в течение календарного года приняты два и более решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции. Причиной отказа может быть непредставление клиентом необходимых документов или наличие у банка оснований считать такую операцию подозрительной.

Читайте также - Минфин оцифровывает надзор за теневым оборотом наличности

Банкам также запрещено заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставления им документов, необходимых для идентификации и установления бенефициара. Более того, банки вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в соответствии с правилами внутреннего контроля в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

В случае, если бенефициарный владелец клиента банка не выявлен, им может быть признан единоличный исполнительный орган клиента. Условия такого признания в законе не установлены. Соответственно, банк может как признать директора, так и не признавать, не поверив, что директор является настоящим бенефициаром.

Во-вторых, Законом № 134-ФЗ в ст. 15.27 КоАП РФ внесена часть 2.3, предусматривающая, что в случае непредставления в уполномоченный орган [Росфинмониторинг] по его запросу имеющейся у банка информации в том числе о бенефициарных владельцах клиентов, он подлежит административной ответственности в виде штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.


Услуга Центра taxCOACH®
Консультации по амнистии капитала в 2016 году


Кроме того, Законом № 134-ФЗ дополнен перечень оснований для отзыва банковской лицензии, содержащийся в ст. 20 ФЗ «О банках и банковской деятельности»: Банк России может отозвать у кредитной организации лицензию в случае неоднократного нарушения в течение одного года требований, предусмотренных статьями 6 и 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов...».

При этом, как указывает Ассоциация российских банков, неясно, какой объем информации достаточен для идентификации клиента и его бенефициара. Поэтому у частного банка всегда есть риск не выполнить требования закона, а у Банка России - предъявить особые требования к неугодному банку.

С одной стороны, банку нужны клиенты. С другой стороны, лицензия ему нужна больше. Между тем, в 2016 году, по мнению главы Сбербанка Германа Грефа, будут "закрыты" не менее, чем 10% российских банков (2015 год поставил по отзыву лицензий антирекорд). Поэтому банк, не получив информации о бенефициарах или усомнившись в предоставленной информации, просто не будет иметь с вами дела.

В этом и заключен гениальный ход законодателя: без расчетного счета бизнес действовать не может в принципе, и в итоге предоставит банку любую информацию.

Помимо этого, Минфин планирует ввести поправки в ст. 87 НК РФ, которыми бы разрешалось участие в мероприятиях налогового контроля сотрудников иностранных налоговых органов. В обмен на это ИНФС сама получила бы право участвовать в налоговых проверках на территории иных стран.

Напомним также о соглашениях Минфина с офшорами об обмене информацией.

Упомянем также Федеральный Закон «О контрактной системе», вступивший в силу с 1 января 2014 года и предусматривающий необходимость раскрытия бенефициаров участниками тендеров с суммой контракта более чем в миллиард рублей при закупках для федеральных нужд и более чем 100 млн рублей при закупках для субфедеральных и муниципальных нужд.

Подводя итог, отметим, что, хотя на данный момент раскрытие бенефициара служит исключительно целям противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, неясно, как эта информация может быть использована в будущем. Являясь конфиденциальной, она, тем не менее, будет доступна для уполномоченных органов.

Любые вопросы Вы можете задать нам по телефону: (343) 342-02-02
Напишите нам

Другие наши материалы Вам в помощь:

1. Проценты за просрочку по-новому: изменения в статью 395 ГК РФ

2. Привлечение к ответственности контролирующих лиц: чем банкротство компании грозит реальным бенефициарам?

3. "Дочки-матери": передача имущества внутри Группы компаний без налогов

4. Устранение миноритариев в ООО: как сделать и как предотвратить?

5. Типовой Устав? Нет, спасибо! Или идеальный Устав на двух страницах

6. Перекрестное владение в ООО - способ обеспечения владельческого контроля

7. Субсидиарная ответственность руководителей и учредителей должника

Услуги Центра taxCOACH®