Вызов на комиссию по легализации налоговой базы: последствия

Рабочая статья

Нередко налогоплательщиков пугают вызовами в налоговый орган в связи с «разрывами» по НДС, убыточностью деятельности или по иным причинам. Вызов на подобную комиссию служит сигналом явного внимания налогового органа к конкретной компании и наличия у него информации, достаточной для назначения в будущем в отношении налогоплательщика выездной налоговой проверки и доначисления налогов. Однако, робеть не стоит. Напротив, это возможность узнать суть претензий налогового органа, донести позицию до инспектора или продумать стратегию будущей защиты.

Раньше подобное общение проводилось на «комиссии по легализации налоговой базы». Работа комиссии регламентировалась ведомственными письмами Письмо Минфина и ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы», Письмо Федеральной налоговой службы от 25 июля 2017 г. N ЕД-4-15/14490@, которые сейчас отменены Письмо ФНС России от 07.07.2020 № БС-4-11/10881@ «Об отмене писем ФНС России». Однако подобная форма контроля по-прежнему используется налоговыми органами и, по сути, превратилась в инструмент предпроверочного анализа.

Подспорьем для налоговых органов стала норма Налогового кодекса РФ, которая позволяет вызывать налогоплательщика для дачи пояснений в связи с уплатой налогов пп. 4 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ. Формулировка закона размытая — основания для вызова, строго говоря, не прописаны, поэтому вопрос о законности вызова возникает только в исключительных случаях. 

Участниками мероприятия на стороне налогового органа могут быть должностные лица разного уровня — от рядового инспектора до начальника территориальной инспекции и сотрудников управления.

Главная цель — оперативное поступление налогов без начала ВНП, которая является длительной и дорогой (для государства) процедурой.

Условиями вызова является установление налоговым органом следующих фактов:

  • неполное отражение налогоплательщиком в учете хозяйственных операций; 

  • неполное или несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц, страховых взносов;

  • фальсификация налоговой и бухгалтерской отчетности; 

  • отсутствие объяснимых причин тех или иных результатов деятельности налогоплательщика. 

По сути, подобный вызов является своеобразным шансом для налогоплательщика одуматься и исправить рисковое положение, которое, по мнению налогового органа, говорит о недоплате им налогов и предоставлении в контролирующий орган неверных отчетов и сведений. 

Проведение «профилактической» беседы удобно для всех участников процесса. С одной стороны, налоговый орган получает возможность добиться результата без длительных проверочных процедур, судов и споров. С другой стороны, налогоплательщику представлен шанс оценить (хотя бы частично) уровень своих рисков, исправить совершенные ошибки без крупных штрафов и попытаться перестроить систему налоговой безопасности, подготовиться к будущим проверочным мероприятиям.

Поэтому вызов в налоговый орган не стоит игнорировать, равно как и пытаться избежать предстоящей беседы. Диалог с налоговым органом в подобной форме конечно не предусматривает для налогоплательщика ничего приятного, однако дает хорошую возможность для оценки точки зрения налоговых органов и анализа собранного на налогоплательщика досье. 

В анализе деятельности налогоплательщиков проверяющие задействуют не только собственные ресурсы (данные ЕГРЮЛ, многочисленных ПИКов: «Налог», «НДС», «ВАИ» и т.д., о которых мы уже неоднократно писали ранее, но и сведения из СМИ, Интернета, любых заявлений и жалоб физических и юридических лиц. Составляются схемы движения денежных средств налогоплательщика, схема ведения бизнеса, проводятся анализы сделок, сравниваются показатели отчетности по нескольким периодам. 

Цель такого подробного анализа — выявление налогоплательщиков, деятельность которых подпадает под критерии отбора для вызова в налоговый орган. Наиболее важные критерии, это:

  • убыточность деятельности налогоплательщика;

  • низкая налоговая нагрузка по прибыли (так, для производственников, по мнению налоговых органов, низкой будет нагрузка менее 3%, для торговой деятельности — менее 1%);

  • низкая налоговая нагрузка по НДС (при соотношении суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога от 89% и более);

  • заработная плата ниже среднеотраслевого уровня.

Проверить себя на фоне конкурентов по отрасли можно с помощью сервиса ФНС «Прозрачный бизнес»

Отдельное внимание уделяется выплате заработной платы «в конвертах», как явного признака занижения налогоплательщиком полученных доходов или завышения фактически произведенных расходов. 

Поэтому при выявлении подобных фактов, пояснения от налогоплательщика требуют не только по выполнению им функций налогового агента по уплате НДФЛ работников, но и по налогу с доходов и НДС.

По результатам подобного анализа налогоплательщику предварительно направляется информационное письмо с целью самостоятельного анализа своей деятельности на наличие налоговых рисков и неправильного исчисления налогов. В случае если налогоплательщик не отреагировал на подобное письмо путем уточнения деклараций и доплаты налогов либо дачи обоснованных пояснений, налоговый орган направляет уведомление о вызове.

Налогоплательщику, конечно, лучше сразу реагировать на подобные письма и представлять подробные и обоснованные доводы в свою защиту. Однако, следует учитывать, что все письма налогоплательщика и его обоснования хранятся в налоговом органе, могут быть сопоставлены между собой и с данными, имеющимися о налогоплательщике у налогового органа, и при непродуманных действиях налогоплательщика - сыграть в последующем не в его пользу.

После проведенной беседы, где налогоплательщику уже в устной форме предлагают также уточнить свои налоговые обязательства в пользу их увеличения и улучшить показатели своей деятельности, в дальнейшем обязательно проводится последующая работа по отслеживанию показателей деятельности налогоплательщика и контроля за исполнением рекомендаций налогового органа. В случае отсутствия изменений в положительную сторону рассматривается вопрос о включении налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.

Проведение подобных мероприятий позволяет заранее, без осуществления длительных выездных проверок, побудить налогоплательщика к пополнению бюджета при минимальных усилиях налогового органа. При этом, на данной стадии происходит наиболее эффективный отбор потенциальных кандидатов на выездную налоговую проверку.

Для налогоплательщика беседа с налоговым органом представляет возможность активно отстаивать свою позицию, заранее продумывая тактику защиты на будущее, в случае проведения последующих мероприятий налогового контроля. К тому же, зная о своей деятельности безусловно больше, чем налоговый орган, всегда есть возможность сопоставить риски дальнейших проверок с разрешением ситуации сейчас путем сдачи уточненных деклараций и доплаты налогов (что является целью подобных вызовов). 

Ваша заметка
Сохранить
Назад Вперед