https://www.facebook.com/tr?id=459841534369706&ev=PageView &noscript=1"/> ФНС создает сервис по самостоятельной проверке бизнесом партнеров: Топ-3 событий taxCOACH

ФНС создает сервис по самостоятельной проверке бизнесом партнеров: Топ-3 событий taxCOACH

1. Минфин предлагает провести инвентаризацию налоговых льгот на сумму 2,5 трлн рублей

Предложения заменить некоторые льготы выплатами из бюджета, а действие остальных прекратить содержатся в материалах, которые Минфин отправил в Госдуму, пишут "Ведомости". Стоимость льгот Минфин оценивает в этом году примерно в 2,5 трлн рублей: часть может быть заменена прямой поддержкой из бюджета, часть – отменена.

С 2014 г. номинальные потери бюджета из-за разнообразных налоговых преференций выросли с 2,19 трлн рублей до 2,4 трлн в 2016 г., к 2020 г. они увеличатся до 2,8 трлн. Хотя по отношению к ВВП их доля не растет и держится последние годы на уровне 2,6% ВВП. Дороже всего бюджету обходятся льготы, направленные на поддержку экономики, следует из материалов Минфина: 2 трлн руб. в 2017 г., или 85% потерь. Доля здравоохранения и социальной политики – 12 и 3% соответственно. Среди налогов лидер по льготам – НДС (1,2 трлн руб. в 2017 г.), среди отраслей – нефтянка: 550 млрд руб.

К налоговым расходам относятся те налоговые льготы, которые отступают от «базовой» структуры налогов, определяющейся в том числе качественными элементами (делают налоговую систему эффективнее и справедливее), объясняет представитель Минфина. Например, право переносить часть убытков на будущее не должно относиться к налоговым расходам (льгота нужна, чтобы налоговая система была нейтральна и к тем, кто только начинает бизнес, и к тем, кто уже получает от него прибыль), говорит он.

Классический пример налогового расхода – льготная 10%-ная ставка по НДС: взимается с основных продуктов питания, кроме деликатесов, товаров для детей, книг, учебников и лекарств. Такая льгота есть и в перечне Минфина, среди других налоговых льгот, которые можно считать расходами, – пониженные ставки НДПИ для отдельных месторождений, по экспортной пошлине на нефть и др.

Оптимизация налогов

Между тем, ФНС опубликовала проект нового "черного списка" стран, которые либо не обмениваются с Россией налоговой информацией, либо делают это некачественно, рассказывают "Ведомости" ("BVI выбираются на берег"). Из перечня исключены Южная Корея и Британские Виргинские острова (BVI), которые чрезвычайно популярны у бизнеса, в том числе для учреждения совместных предприятий для корпоративных сделок M&A. Налоговики смогут получать сведения из создаваемого на BVI единого реестра бенефициаров, после чего на их основании, например, взыскивать налоги с накопленной прибыли и штрафовать владельцев находящихся там контролируемых иностранных компаний.

2.  С какими проблемами связан переход на новую фискальную технику

С 1 июля 2017 года предприниматели должны перейти на онлайн-кассы, которые, по мнению законодателей, сделают рынок более прозрачным. Действительно, если налоговая служба сможет контролировать движение средств в режиме реального времени, то ей легче будет оперативно пресекать работу по серым схемам, пишет РБК.

Для «очистки» рынка понадобится максимум полгода, считает президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров. «В первое время после вступления закона в силу ФНС будет активно проверять его исполнение и черным игрокам придется выплатить штрафы, а потом и вовсе уйти с рынка», - уверен он. Штраф за работу без онлайн-кассы для ИП составит 10 тыс. руб., для ООО - 30 тыс. руб. или будет равняться цене покупки, если она превышает указанные суммы.

Онлайн-касса, или фискальный регистратор, в отличие от обычного кассового аппарата оснащена специальным фискальным накопителем. Фискальный накопитель фиксирует все операции, проходящие через кассу, и в режиме реального времени отправляет данные оператору фискальных данных (ОФД), а тот передает их в ФНС. Для этого касса должна быть подключена к интернету. Фискальный накопитель придется менять раз в 13 или 36 месяцев (для предпринимателей, работающих на схемах вмененного дохода (ЕНВД) и патенте соответственно).

На чеке помимо стандартного набора реквизитов магазина появятся QR-коды, отсканировав которые покупатель сможет убедиться, действительно ли его чек учтен. «Каждое физическое лицо таким образом становится практически сотрудником налоговой инспекции», - отмечает президент АКИТ. Оформляя покупку, продавец должен спросить клиента, хочет ли тот получить электронную версию чека. В случае согласия продавец вводит в кассу адрес электронной почты покупателя или номер его мобильного телефона, на которые затем отправляется онлайн-чек. Кассовые книги и Z-отчеты, составляемые в конце смены, таким образом, уйдут в прошлое.

Реформа кассовой сферы проходит в несколько этапов. Добровольно перейти на онлайн-кассы компании могли с момента вступления поправок в силу, то есть с июля прошлого года. С февраля 2017 года налоговые инстанции прекратили регистрировать аппараты старого образца. Полностью перейти на «умные» кассы большинство предпринимателей должны с 1 июля 2017 года. Годовую отсрочку получили те, кто работает по ЕНВД и на патенте, они должны совершить переход на онлайн-кассы до 1 июля 2018 года.В итоге кассами должны будут обзавестись все, даже те, кто прежде мог торговать, не выбивая кассовых чеков. Таким правом как раз пользовались ИП и ООО, работающие по ЕНВД и патентам. Придется устанавливать кассы и интернет-магазинам. 

Государством предусмотрены вычеты в счет затрат на новые аппараты, но не для всех. В частности, рассчитывать на компенсацию в размере 18 тыс. руб. могут предприниматели, которые работают на ЕНВД или патенте и установят кассу в 2018 году.

Контроль

Между тем, ассоциация дипломированных сертифицированных бухгалтеров (АССА) опубликовала доклад «Выйти из тени», в котором отвела России 4-е место по размеру теневой экономики (39% ВВП, по оценке авторов) после Азербайджана, Нигерии и Украины. Показатель теневой экономики в России - один из самых высоких в мире, он почти на 84% выше, чем в среднем по миру.

Эксперты ACCA определяют теневую экономику как экономическую деятельность и полученный от нее доход, которые находятся за пределами системы государственного регулирования, налогообложения или надзора. В России показатель практически не меняется год от года: в 2011 году он составлял 39,33%, а к 2025 году останется на том же уровне - 39,3%, ожидает ACCA. По оценкам Росстата, скрытый фонд оплаты труда в стране (это доходы работников в неформальном секторе и серые зарплаты в официальном секторе) постоянно растет: с 2011 года он увеличился с 6,3 трлн руб. (10,6% ВВП) до 10,9 трлн руб. (13,4% ВВП) в 2015 году.

ACCA выделяет по три главных фактора, определяющих масштабы «тенизации» экономики в каждой стране. В России эксперты ставят на первое место контроль за коррупцией, на второе - «демократическую ответственность», а на третье - рост ВВП. 

3. ФНС создает сервис по самостоятельной проверке бизнесом партнеров

Бизнесу станет проще проверить, не являются ли его контрагенты фирмами-однодневками. Как выяснил РБК, соответствующий электронный сервис разрабатывает ФНС. 

По данным издания, в основу сервиса ляжет система налоговых рейтингов, присваиваемых субъектам экономической деятельности. Руководствуясь этими рейтингами при выборе партнеров, компании и предприниматели смогут снизить риски доначисления им налогов из-за того, что их контрагенты могут быть сочтены компаниями, не ведущими реальной деятельности.

В ФНС эти планы подтвердили: «В рамках реализации реформы контрольно-надзорной деятельности ФНС России запланировано создание электронного сервиса по скорингу налогоплательщиков и отражению различных профилей рисков для организации бизнесом самостоятельной оценки налогового риска. Таким образом ФНС России реализует проект по управлению требованиями и средой администрирования». Сейчас сервис находится в стадии разработки функциональных требований, в том числе по срокам реализации продукта и его методологии, уточнили в службе.

Расширение возможностей налогоплательщиков по проверке партнеров приобретает особую актуальность на фоне роста объема претензий со стороны налоговых органов. С 2013 года ФНС использует закрытую систему по контролю за уплатой и возмещением НДС «СУР АСК НДС», которая «позволяет налоговому органу сформировать экспертное мнение о налогоплательщике на основании набора параметров и оценить вероятность совершения налогоплательщиком налогового правонарушения». В этой системе аккумулируется практически вся доступная ФНС информация (регистрационные данные, итоги финансово-хозяйственной деятельности, сведения о руководителях/учредителях, налоговая история и пр.), в результате все налогоплательщики НДС распределяются на три группы риска - «Высокий», «Средний» и «Низкий», в соответствии с этими группами и делаются акценты при налоговых проверках.

Напомним, с 25 июля ФНС снимает налоговую тайну с нескольких параметров данных налогоплательщиков, в том числе с ряда финансовых и экономических показателей (в частности, перестанет быть налоговой тайной информация о нарушениях компаниями законодательства о налогах и сборах, в том числе о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам при их наличии). Также налоговики получат возможность ссылаться в судах на информацию, полученную с помощью нового сервиса, что укрепит их доказательную базу.

Аналитическая служба Центра taxCOACH