Налоговикам нужно знать о движении средств по счетам для борьбы со схемами неуплаты НДС: Топ-3 событий taxCOACH (10-17 ноября 2015 г)

Топ-3 событий taxCOACH от 10-17 ноября 2015 года

1. Налоговикам нужно знать о движении средств по счетам для борьбы со схемами неуплаты НДС


ФНС намерена расширить функционал системы АСК-НДС-2. Сейчас с ее помощью налоговики отслеживают все цепочки создания добавленной стоимости и, соответственно, уплаты НДС. Теперь ФНС хочет видеть данные о движении средств по счетам компаний-контрагентов. Такая идея сейчас обсуждается ФНС и ЦБ.

АСК-НДС-2 эксплуатируется с этого года. Она позволила перейти от выборочного контроля к тотальному: налоговики создали карту всех транзакций в экономике и видят любую неуплату НДС. Сейчас в АСК-НДС-2 есть данные о счетах компаний, но не о движении по ним. Есть два способа получения этих данных. Либо от банков - тогда это дополнительная административная нагрузка на них. Либо объединив базы ФНС, ЦБ и Росфинмониторинга, у которых частично есть эти сведения, но тогда придется решать вопросы банковской и налоговой тайны. 

АСК-НДС-2 уже начала приносить дополнительные доходы. Всего повышение собираемости принесло в консолидированный бюджет за семь месяцев 225 млрд рублей, около четверти прироста налоговых доходов (рост с 7,5 трлн до 8,4 трлн рублей), рассказывал недавно руководитель ФНС Михаил Мишустин.

Кстати: ЦБ нашел новый признак однодневок - налоги менее 0,5% от оборота

Обязанность выявлять однодневки ЦБ возлагает на банки: они теперь должны проверять налоговые платежи клиентов. Если они менее 0,5% от оборота, то клиент может оказаться однодневкой. По словам директора департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Юрия Полупанова, "это не абсолютный показатель, но это наиболее качественный первый фильтр».

2. Верховный суд отменил налог на расходы, который в последнее время практиковала ФНС

Если гражданин не мог объяснить, откуда у него деньги на покупку дорогой машины или квартиры, с него удерживали недоимки и пени, как если бы он укрыл эти средства. Судебная практика поддержала налоговиков в данных вопросах, причём и в Липецкой, и в Белгородской областях. 

Однако судебная коллегия Верховного суда запретила фискалам начислять налоги только за факт дорогой покупки. Поводом для разбирательства в высшей судебной инстанции стала жалоба пенсионера из Белгородской области. Но пока всего лишь решение по одному иску: по другим налогоплательщикам всё будет зависеть от того, насколько схожи их дела с данным делом. А также, что именно Верховный суд признает неправомерным. Необходимо дождаться мотивировки решения.

3. Повышение ЕНВД на 16% в 2016 году могут "заморозить": законопроект Андрея Макарова поступил в ГД в пятницу 13-го...

Глава комитета по бюджету и налогам Госдумы Андрей Макаров ("Единая Россия") внес законопроект, которым предложил заморозить применяемый для расчета ЕНВД коэффициент-дефлятор, сохранив тем самым на 2016 год прежний размер этого налога. 
Напомним, данный коэффициент корректирует установленную в рублях базовую доходность (с которой берется 15-% налог) по видам деятельности на "вмененке" и призван учесть темпы роста потребительских цен. В соответствии с Налоговым кодексом значение дефлятора каждый год высчитывает Минэкономики. На фоне относительно невысокой инфляции прошлых лет эта операция носила сугубо технический характер. Однако теперь коэффициент-дефлятор (2,083 на 2016 год) из-за высокой инфляции должен будет вырасти на 15,8% - и это самый существенный его рост с момента введения ЕНВД в 2003 году (тогда он был принят за единицу). На 2015 год индексация была вдвое меньшей - 7,83% (коэффициент - 1,798).
В случае отклонения законопроекта Андрея Макарова у местных властей, в распоряжение которых поступают сборы ЕНВД, тоже будет возможность удержать нагрузку на малый бизнес на прежнем уровне. 

Ярослав Савин, 
Руководитель Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности - taxCOACH:

-  "В самом по себе повышении индекса-дефлятора для ЕНВД катастрофы еще нет. Да, чиновники отчитаются за создание механизмов повышения доходов муниципалитетов. Тем не менее есть еще понижающий коэффициент. И каждый муниципалитет с учётом конкретной экономической обстановки принимает решение о его применении. Так что у предпринимателей есть все шансы отстоять свои налоговые интересы перед местной администрацией. Хотя в целом, бесспорно, это очень неудачное решение как с точки зрения экономической ситуации, так и фактического поступления ЕНВД в бюджет".

Аналитическая служба Центра taxCOACH®. Обсудите материал с нами...