Российский бизнес снова может получить инвестиционную 50%-ную скидку c налога на прибыль: Топ-3 taxCOACH

1. Россия присоединяется к многостороннему соглашению по борьбе с уходом от налогов

7 июня Россия на заседании ОЭСР присоединится к многостороннему соглашению по борьбе с уходом от налогов (MLI). Цель договора – противодействие размыванию налоговой базы. Присоединившиеся к нему страны смогут одновременно ужесточить действующие двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения, чтобы усложнить использование схем по уходу от налогов. Сейчас они позволяют экономить на налогах, а то и вовсе не платить их. Например, по соглашению с Кипром с дивидендов и процентов нужно заплатить всего 5 и 0% соответственно вместо 15 и 20%.

Между тем, многие российские бизнесмены сменили налоговое резидентство, чтобы избежать последствий закона о контролируемых иностранных компаниях (КИК), согласно которому россияне должны платить налог в России на свои иностранные активы. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на анонимные заявления бизнесменов.

Согласно исследованию адвокатского бюро Егорова, Пугинского, Афанасьева и партнеров, 40% бенефициаров КИКов отказались от статуса российского налогового резидента, еще 9% перевели собственность на родственников-нерезидентов. Почти две трети опрошенных указали, что беспокоятся о конфиденциальности информации.

Респонденты или их клиенты сталкивались с утечкой таких данных из госорганов.

В разговоре с Reuters российские бизнесмены признались, что многие их коллеги отказались от статуса российского резидента. Так, например, поступили два участника топ-100 богатейших российских бизнесменов по версии Forbes: об этом они сообщили агентству на условиях анонимности.

По оценке бывшего чиновника, который находится в близких отношениях с Кремлем и постоянно беседует с российскими бизнесменами, треть из 500 крупнейших коммерсантов покинули Россию, в том числе из-за закона о деофшоризации.

2. Фактическая аффилированность банкрота и кредитора: позиция Верховного суда

Определение СКЭС от 26 мая 2017 года № 306-ЭС16-20056 (6)

Кто выиграл: конкурсный кредитор (подтверждено Верховным судом, дело направлено на рассмотрение в суд первой инстанции).

Чем интересно: Верховный суд еще раз ранее - № 308-ЭС16-1475 подчеркнул, что доказывание в деле о банкротстве факта общности экономических интересов допустимо не только через подтверждение аффилированности юридической (в частности, принадлежность лиц к одной группе компаний через корпоративное участие), но и фактической. Второй из названных механизмов не исключает доказывания заинтересованности даже в тех случаях, когда структура корпоративного участия и управления искусственно позволяет избежать формального критерия группы лиц, однако сохраняется возможность оказывать влияние на принятие решений в сфере ведения предпринимательской деятельности. О наличии такого рода аффилированности может свидетельствовать поведение лиц в хозяйственном обороте, в частности, заключение между собой сделок и последующее их исполнение на условиях, недоступных обычным (независимым) участникам рынка.

Суть спора: конкурсный кредитор оспорил в суде включение в реестр требований кредиторов банкрота задолженности. Речь о задолженности по арендной плате (аренда недвижимости). Право требовать взыскания задолженности перешло на основании ряда последовательно заключенных договоров цессии. Наличие долга перед цессионарием должник до возбуждения дела о банкротстве ежегодно признавала, подписывая двухсторонние акты сверок. Этот долг и был включен в ресстр.

Однако Верховный суд пришел к выводу, что все участники спорных арендных отношений – банкрот, собственники помещений и все цессионарии - принадлежат к одной группе компаний, контролируемой супругом должника как конечным бенефициаром. В рассматриваемом случае наличие внутригрупповых отношений и, как следствие, общности хозяйственных интересов имеет существенное значение для правильного разрешения спора, поскольку установление подобного факта позволяет дать надлежащую оценку добросовестности действий как кредитора, заявившего о включении своих требований в реестр, так и должника, обязанность которого при нормальном функционировании гражданского оборота состояла в своевременном внесении арендных платежей. Выбор подобной структуры внутригрупповых юридических связей позволяет создать подконтрольную фиктивную кредиторскую задолженность для последующего уменьшения процента требований независимых кредиторов при банкротстве каждого из арендаторов (субарендаторов).

Как указал Верховный суд, по смыслу п. 1 ст. 19 Закона о банкротстве к заинтересованным лицам должника относятся лица, которые входят с ним в одну группу лиц, либо являются по отношению к нему аффилированными. Таким образом, критерии выявления заинтересованности в делах о несостоятельности через включение в текст закона соответствующей отсылки сходны с соответствующими критериями, установленными антимонопольным законодательством.

Важно: Верховный суд указал, что при представлении доказательств аффилированности должника с участником процесса (в частности, с лицом, заявившем о включении требований в реестр, либо с ответчиком по требованию о признании сделки недействительной) на последнего переходит бремя по опровержению соответствующего обстоятельства. В частности, судом на такое лицо может быть возложена обязанность раскрыть разумные экономические мотивы совершения сделки либо мотивы поведения в процессе исполнения уже заключенного соглашения.

3.  Российский бизнес снова может получить инвестиционную 50%-ную скидку c налога на прибыль

Модернизация производства позволит компаниям рассчитывать на 50%-ную скидку c налога на прибыль, пишут Ведомости. Предложения Минфин уже внес в правительство. Льгота касается инвестиций, направленных на покупку, модернизацию, реконструкцию производства – кроме расходов на его ликвидацию. Эти расходы будут напрямую уменьшать сам налог на прибыль.

Общий налог на прибыль может быть уменьшен максимум на 50%. Его региональная часть (17% из 20% до 2019 г., с 2020 г. – 18%) – не больше чем на 45% расходов, вычет не может превысить разницу между общей суммой налога и налога, рассчитанного по ставке 5%. Федеральную часть налога компания может уменьшить на 5% расходов, для нее ограничений нет – она может быть снижена до нуля. Регионы смогут сами решить, будут ли они вводить у себя такую льготу. Льгота будет действовать до конца 2027 г. 

Ограничений по отдельным отраслям нет, но распространяться льгота будет только на оборудование 3–7-й амортизационных групп (здания, машины, транспорт, оборудование со сроком использования от 3 до 20 лет). Компания должна выбрать, получать налоговый вычет или пользоваться амортизацией, иначе сумма инвестиций уменьшала бы налог дважды. Если выбрать вычет, отказаться от него можно только спустя три года. Проверить, может ли компания претендовать на вычет, налоговики смогут во время камеральных проверок, сказано в законопроекте.  Но если компания получила убыток, льгота сгорает – перенести вычет на следующий год нельзя.