https://www.facebook.com/tr?id=459841534369706&ev=PageView &noscript=1"/>

Что ищет инспектор?

В первую очередь, налоговые органы обращают внимание на самые распространенные способы получения предприятием необоснованной налоговой выгоды при использовании схем взаимодействия с контрагентами, направленных на:

  • искусственное завышение вычетов по НДС, расходов по налогу на прибыль и единому налогу по упрощенной системе налогообложения (в т.ч. на стоимость приобретенных товаров) – если сомнительные фирмы ("однодневки", "проблемные" контрагенты) выступают в качестве поставщиков, исполнителей, арендодателей;

  • минимизацию налоговой базы по НДС, по налогу на прибыль и единому налогу по УСН путем изменения (занижения) реальной цены сделки либо отражения в учете лишь части реализованных товаров (неучтенная реализация) – если сомнительные фирмы выступают в качестве покупателей, заказчиков, комитентов, арендаторов.

Налоговые органы при обнаружении подобных фактов, как правило, следуют по пути доказывания фиктивности отношений с такими контрагентами Схемы с "однодневками" как приглашение на выездную проверку: три ключевых признака, формального характера заключенных договоров, отсутствия деловой цели при заключении сделки, в том числе:

  • путем установления недобросовестности налогоплательщика-контрагента (не зарегистрирован в налоговом органе, не находится по юридическому адресу, не сдает отчетность, не уплачивает налоги и т.п.);

  • путем отслеживания фактического движения товара от реального поставщика к реальному покупателю (в товарно-транспортных накладных предприятия указано движение товара через посредника, а в действительности сделки по покупке-продаже товара осуществлялись непосредственно работниками самого налогоплательщика) или путем установления отсутствия доказательств реального движения товаров (отсутствуют первичные документы, подтверждающие факт перевозки);

  • путем сопоставления данных складского (количественного) учета движения сырья или товаров с первичными документами поставщиков, а также сопоставления количества выпущенной продукции или отгруженных товаров (по данным производственных отчетов и складского учета) с количеством приобретенного сырья и товаров, при этом могут проводиться внезапные ревизии и инвентаризации (что в последнее время все чаще практикуется налоговыми органами).

Здесь следует вновь акцентировать внимание на важности качественной проработки договорных инструментов, опосредующих взаимоотношения с контрагентами, необходимости детального оформления всех первичных документов и убедительного «легендирования» хозяйственных связей От теории к практике: договорные инструменты налоговой оптимизации и построения Группы компаний.

При наличии надлежащим образом разработанной и оформленной документальной базы доказать отсутствие реального характера сделки налоговым органам будет достаточно затруднительно Сбор доказательств и подготовка к судебным заседаниям по налоговым спорам (глазами инспекции

Не секрет, что зачастую организации намеренно завышают себестоимость произведенной продукции путем «мнимого» оприходования дополнительного количества материалов. Это хорошо известно налоговикам, поэтому первое, что они делают – сверяют фактические остатки материалов с данными учета. Выявление расхождений автоматически влечет доначисление налогов.

Иногда инспекторы идут еще дальше… И сверяют выход годного по данным учета с нормативами, содержащимися в различных справочниках… В нашей практике однажды мы столкнулись с ситуацией, когда ИФНС на основе справочника 1967 (!) года пыталась доказать, что в реальности материалов (древесины) было приобретено меньше, чем заявлено… В суде удалось доказать, что с учетом способа обработки древесины и высокого качества готового продукта количество исходного материала не было завышено.

  • путем запроса сведений о контрагентах на предмет сопоставления данных о количестве и стоимости полученных от контрагентов или отгруженных контрагентам товаров (в том числе путем проверки количества отгруженного контрагентом своим покупателям товара при дальнейшей реализации);

  • путем проведения допросов сотрудников налогоплательщика и его контрагентов (также популярная у налоговых органов мера). Причем в первую очередь допрашивают БЫВШИХ работников, возможность давления на которых со стороны налогоплательщика минимальна;

  • путем обнаружения в офисе проверяемой организации печати, учредительных документов, компьютерной базы данных поставщика/покупателя или проектов первичных документов или разных вариантов одного и того же документа, полностью оформленных (т.е. подписанных сторонами) или документов, не отраженных в учете предприятия, и т.п.

На данном этапе сбора доказательств проверяющими, как правило, проводятся следующие мероприятия:

  • осмотр территории или помещения, используемых налогоплательщиком (а также документов и предметов, находящихся в данном помещении);

  • выемка документов (предметов);

  • опрос лиц, располагающих информацией относительно наличия обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогового правонарушения.

Успешное проведение таких мероприятий требует определенной подготовительной работы. К "выезду готов": эффективность налоговых проверок достигла 99% за счет специальных технических средств

Например, перед проведением осмотра обычно производится сбор информации о собственнике помещения, в котором располагается проверяемое лицо. Наличие подобных сведений даёт возможность налоговому органу, даже в случае уклонения проверяемого лица от предоставления истребуемых документов, получить договор аренды (большинство собственников беспрепятственно предоставляют подобные сведения), а в некоторых случаях получить и доступ в помещение, используемое проверяемым лицом.

Получив доступ, налоговый орган может провести осмотр помещения, а также документов и предметов, находящихся в данном помещении (напомним, при проведении осмотра присутствие представителя проверяемого лица не обязательно).

Часто в ходе проведения осмотра и (или) производства выемки проверяющие используют видео-, аудио-, копировальную технику, что позволяет осуществлять полную фиксацию всего процесса проведения проверки, в том числе действий налогоплательщика, направленных на воспрепятствование доступу налоговых органов на территорию проверяемого лица, на сокрытие документов и предметов и т.п.

В случае противодействия налогоплательщика либо его представителей в проведении мероприятий налогового контроля, в отношении данных лиц может быть составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.4 КоАП РФ.

Помимо этого, в случае воспрепятствования доступу проверяющих на территорию нахождения налогоплательщика, сотрудниками налогового органа обязательно будет составлен акт (п.3 ст.91 НК РФ), на основании которого возможно начисление налогов расчетным путем.

При производстве осмотра или выемки необходимо участие понятых, в качестве которых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела лица. Однако чаще всего проверяющие привозят понятых с собой (скорее всего, это будут «практиканты», то есть заинтересованные в исходе дела лица). А все потому, что искать понятых на месте - часто бесполезное и неблагодарное занятие.

Поэтому после окончания проведения сотрудниками налогового органа конкретных мероприятий налогового контроля рекомендуем проверить, насколько понятые, привлеченные налоговым органом, были независимыми (в протоколе должны быть указаны данные, позволяющие идентифицировать понятых).

Подготовка к суду глазами инспекции.

Скорее всего, в случае качественного проведения налоговым органом всех описанных выше мероприятий налоговые доначисления будут значительными, а судебный спор - неизбежным фактом (конечно, если налогоплательщик не согласен с начислениями).

И здесь необходимо упомянуть про приказ ФНС июня 2010 г. (с грифом «для служебного пользования») о повышении эффективности претензионно-исковой работы, принятый в целях повышения качества подготовки к судебным заседаниям сотрудников налоговых органов, в соответствии с которым в каждой инспекции по делам с оспариваемой суммой свыше 1 000 000 рублей формируется рабочая группа, в состав которой входят специалист юридического отдела (руководитель группы); специалисты, проводившие проверку и специалист отдела досудебного аудита.

Задачей рабочей группы является определение способов и порядка защиты позиции налогового органа в суде.

В соответствии с приказом рабочая группа собирается первый раз в течение 3 рабочих дней с момента получения налоговым органом определения суда о назначении судебного заседания; далее - по необходимости.

В случае рассмотрения дела в пользу налогоплательщика рабочая группа собирается в обязательном порядке с целью определения перспектив дальнейшего обжалования.

Самым интересным моментом в данном приказе является то, что в заседаниях рабочей группы могут принимать участие представители вышестоящего налогового органа, что, безусловно, повышает качество подготовки представителей территориальных инспекций к судебным заседаниям.

Помимо этого, есть и другой приказ ФНС (от июня 2007 г.), направленный на повышение качества подготовки инспекторов к судебным заседаниям, в соответствии с которым инспекции обязаны направлять в вышестоящий налоговый орган по делам с оспариваемой суммой свыше 1 000 000 рублей документы (отзывы на заявление налогоплательщика о признании решения налогового органа недействительным; апелляционные, кассационные жалобы или отзывы на них и т.п.) для их последующего анализа по вопросам полноты отражения и достаточности имеющейся доказательственной базы.

В случае, если указанные документы не отвечают по каким-то причинам указанным требованиям, вышестоящий налоговый орган направляет в инспекцию заключение с рекомендациями по устранению выявленных недостатков.

Как видно, подготовка к суду для инспекторов характеризуется достаточно высокой степенью формализованности и подконтрольности их действий. При этом возникают некоторые сомнения в том, что вышеуказанные приказы действительно способствуют повышению качества подготовки инспекторов к судебным заседаниям, а не являются пустой формальностью.




Ваша заметка
Сохранить
Наверх
Поделиться
facebook вконтакте
Рекомендуем почитать:
Что ищет инспектор?