https://www.facebook.com/tr?id=459841534369706&ev=PageView &noscript=1"/>

Налоговые риски: кто предупрежден - вооружен.

Обсудив основные правовые критерии контроля налоговыми органами деятельности налогоплательщиков, полагаем логичным перейти к описанию того, как непосредственно осуществляется налоговый контроль, каким рискам подвергается деятельность предпринимателя в этой связи и какие меры защиты, в том числе превентивные, стоит предпринимать.

Налоговые риски. Кто предупрежден - вооружен

Налоговый риск – риск переоценки налоговой инспекцией налоговых последствий тех или иных хозяйственных операций.

Ведение предпринимательской деятельности в России сопряжено с высокими налоговыми рисками даже в случае уплаты налогоплательщиком всех положенных налогов без каких бы то ни было методов минимизации налоговой нагрузки. Даже добросовестные поставщики и реальные сделки попадают в зону налоговых рисков!

Как ни печально, факт наличия таких рисков следует признать и учитывать в своей финансово-хозяйственной деятельности, не только отказываясь от сомнительных сделок, но и обращая повышенное внимание на документирование обычных операций!

А учитывая рост дефицита бюджета на фоне увеличения объема социальных обязательств государства и нарастающего кризиса в российской экономике, вполне закономерным является усиление контроля за собираемостью налогов, являющихся основным источником пополнения бюджета Налоговые изменения 2016: с чем столкнется бизнес? Увязка законов в фирменном стиле taxCOACH®

Поэтому среди существующих налоговых рисков, прежде всего, следует назвать риск проведения в отношении предприятия мероприятий налогового контроля, в частности – выездной налоговой проверки Планирование выездных проверок: сбор информации о налогоплательщике

Как мы уже упоминали, минимальный размер доначислений в ходе плановой выездной налоговой проверки налогоплательщика из города-миллионника должен быть не менее 1-1,5 миллионов рублей. Для областных городов этот плановый показатель чуть меньше - не менее 500 тыс. рублей.

При этом, если вы попали в план проверок, значит, у налогового органа достаточно косвенных доказательств неуплаты налогов.

Можно выделить ряд критериев, по которым есть возможность самостоятельно оценить риск попадания в зону повышенного внимания со стороны налоговых органов. Такими критериями, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. №ММ-3-06/333@, могут являться:

1) Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). 

2) Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3) Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4) Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5) Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6) Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7) Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8) Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами - перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9) Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10) Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11) Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12) Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (квалификация налоговыми органами контрагента налогоплательщика как проблемного или совершенной с ним сделки сомнительной).

На последнем признаке остановимся подробнее, так как именно он является определяющим в вопросе отнесения налогоплательщика к субъектам, ведущим предпринимательскую деятельность с высоким налоговым риском.

По мнению ФНС, при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:

  • отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;

  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя/представителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

По данным опроса, проведенного на сайте www.nalogplan.ru, почти половина опрошенных организаций при заключении сделок не проверяют полномочия лица, которое подписывает документы. Треть компаний все же требуют предоставить доверенность на право подписи. И только две компании из 100 ответили, что обязательно проверяют паспортные данные лица, которое подписывает документы со стороны контрагента. При таком подходе налогоплательщиков рост числа выигранных ИФНС дел по необоснованной налоговой выгоде не удивляет.

  • отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;

  • отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружной рекламе, Интернет-сайтах и т.д.) о других участниках рынка (в том числе, производителях), идентичных (аналогичных) товарах (работах, услугах), в том числе об участниках рынка, предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;

  • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).

Согласно внутренней информации из ФНС РФ, «проблемные поставщики» являются основным направлением, «темой» ВНП на 2016 год Как законно оптимизировать НДС и жить без обнала? Всероссийский лохотрон Кроме того, инспекторам также вменяют в обязанность вычисление хотя бы одного «обналичника». Учитывая данный фактор, следует внимательней подходить к выбору поставщиков, проверке их реальности, а также заранее подготовить пакет документов, подтверждающих «непроблемность» контрагента.

Важно отметить, что судебная практика исходит из необходимости исследования обстоятельств взаимоотношений налогоплательщика с «проблемным» контрагентом, указывая, что решение вопроса о реальности взаимоотношений сторон имеет первоочередное значение при признании понесенных затрат в целях исчисления НДС и налога на прибыль. Постановления Президиума ВАС от 20 апреля 2010 года №18162/2009 и от 08 июня 2010 г. №17684/2009

В таких условиях значимость победы в налоговом споре трудно переоценить. Порой от того, насколько удачно защитился налогоплательщик, зависит не только возможность его развития в будущем, но и, без преувеличения, возможность существования бизнеса в принципе.

Защита в арбитражном суде тем более актуальна в свете норм Налогового, Уголовно-процессуального и Уголовного кодексов, которые предусматривают так называемую «Преюдицию». Об уголовной ответственности за налоговые преступления


Ваша заметка
Сохранить