Депутаты Заксобрания Челябинской области озаботились льготами для спецрежимников. Анастасия Тайшина и Александр Вотинцев для 74.ru

Южноуральские депутаты решили упростить жизнь малому бизнесу, снизив ему налоговую нагрузку. Комитет ЗСО по экономической политике и предпринимательству одобрил сразу две законодательные инициативы в Госдуму, предусматривающие внесения изменений в федеральный закон. Последние коснутся организаций, применяющих «вмененку» и «упрощенку». 

Депутаты Законодательного собрания Челябинской области озабочены ухудшением положения малых предприятий, которые в последнее время подвергаются ужесточению мер регулирования. В частности, федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» устанавливает обязанность по уплате налога на имущество организаций, применяющих специальные налоговые режимы – «упрощенку» и ЕНВД. Она возникает в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость: офисные и торговые здания, помещения общепита и бытового обслуживания.

«Ситуация обостряется тем, что размер налога на имущество организаций не зависит от объема выручки или прибыли, – пишет в пояснительной записке к предлагаемому им законопроекту депутат ЗСО Семен Мительман. – В случае применения предприятием ЕНВД или упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения «доходы» сумма налога на имущество не уменьшает налоговую базу по другим налогам и, следовательно, приведет к прямому увеличению нагрузки». 

Кроме того, кадастровая оценка вызывает большое количество споров. Опыт начисления земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка показывает, что налогоплательщики повсеместно сталкиваются с завышением кадастровой оценки и, как следствие, величины налога. Для малых предприятий, как правило, не имеющих собственных юридических служб, это повлечет дополнительные существенные затраты. 

«Безусловно, данная законодательная инициатива хорошая, – признает эксперт Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности – taxCOACH® Анастасия Тайшина. – Специальные налоговые режимы на то и специальные, что должны упрощать жизнь и налогоплательщикам, и контролирующим органам. Условная простота расчетов уплачиваемого налога изначально должна покрывать некоторые «потери» от неуплаты других общих налогов с одновременным решением задачи поддержки бизнеса. А то получается как в сказке: «Да, Золушка, ты можешь поехать на бал, только сначала перебери зерно, посади розы…». Однако вряд ли данная норма будет отменена. Это крайне непоследовательно для законодателя и крайне необходимо в условиях дефицита бюджета. Идея налогообложения «кадастрового имущества» преследует цель взыскания дополнительных средств за счет так называемых «хранителей активов», которые владеют дорогостоящим и прибыльным имуществом и, применяя спецрежим, существенно, по мнению того же законодателя, экономят на налогах».  

Еще одним сдерживающим фактором для развития предпринимательства признано отличие в налоговых последствиях за несвоевременную уплату налога при применении патентной системы налогообложения от ЕНВД. Так, пользователь «вмененки» уплачивает пени, а в некоторых ситуациях – и штраф за просрочку платежа. В то же время ответственность за задержку налоговых платежей по патенту заключается в утрате самого патента. 

«Патентная система применяется исключительно ИП – субъектами микробизнеса, часто самозанятыми гражданами, не имеющими работников, – поясняют депутаты. – Нередко сроки оплаты патента нарушаются на один-два дня. В результате ему придется перейти на общую систему налогообложения, уплатить налог на доходы физических лиц, их имущество, НДС, а также подать соответствующие отчеты за налоговый период. Суммы, которые начисляются предпринимателю в этом случае, могут в несколько раз превышать стоимость патента». 

По мнению консультанта Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности – taxCOACH® Александра Вотинцева, утрата права на применение патента предполагает пересчет всех налоговых обязательств предпринимателя на общих основаниях за весь период действия патента. «Это слишком серьезное испытание, которое не каждый индивидуальный предприниматель в состоянии пережить, сохранив свой бизнес», – считает юрист. 

При этом указанные последствия наступают независимо от периода и суммы просрочки уплаты налога. Это означает примерно следующее: не доплати коммерсант хоть рубль, хоть сто тысяч, последствия будут одинаковыми. В то же время последствия нарушения сроков оплаты иных налогов влекут меньшую экономическую нагрузку и пропорциональны допущенному нарушению. «Указанное не соответствует общеправовому принципу справедливости, нарушает баланс общественных и личных интересов», – отметили депутаты и разработали законопроект, который исключает риск утраты патента из-за просрочки платежа. 

По мнению чиновников, такие изменения сделают патентную систему более привлекательной для ИП. В связи с вышесказанным комитет Законодательного собрания Челябинской области по экономической политике и предпринимательству одобрил два законопроекта, предусматривающие внесение изменений в статьи 346.11, 346.26, 346.45 и 346.46 части второй Налогового кодекса РФ. Они будут внесены в порядке законодательной инициативы в Госдуму Федерального Собрания РФ. 

«Современная непростая экономическая ситуация требует максимально бережного отношения к малому бизнесу», – говорится в пояснительной записке к одному из документов. 

Заместитель председателя комитета ЗСО по экономической политике и предпринимательству Константин Захаров убежден: любое ужесточение отрицательно сказывается на бизнесе. А потому необходимо устанавливать диалог с законодателями, чтобы предпринимательская деятельность развивалась и давала толчок к развитию самого общества.