Биржевые облигации для среднего бизнеса

Возможны нюансы

Вы читаете Гид по оценке рисков и альтернативам внутренним займам. 
Авторизируйтесь в личном кабинете, чтобы скачать полную версию Гида в удобном PDF формате.

save gid_4.png 

(материал будет постоянно пополняться)

Не секрет, что в последние годы наблюдается интерес частных лиц к инвестированию, растёт количество открытых инвестиционных счётов, а государство поддерживает предприятия в желании выпустить облигации. 

В то время, пока ставки по банковским депозитам стремятся к нулю, индекс Московской биржи бьёт рекорды.

На этом фоне предприятия всё чаще задумываются о привлечении альтернативного финансирования и выпуске облигаций. Ставка по привлечение денежных средств посредством облигаций, как правило, выше, но взамен можно забыть о залоге имущества и личном поручительстве собственников бизнеса.

И, что самое поразительное, вы удивитесь, на сколько облигации доступнее, чем вам кажется. Во всяком случае компании МСБ стали регулярно обращаться к нам с этой идеей, да и кейсов по размещению облигаций довольно небольших (несколько сотен миллионов выручки) компаний - достаточно.

Другое дело, что и чуда не произойдет. Во всем требуется компромисс. В данном случае его придется искать между желанием максимально "оптимизировать" бизнес, максимально обезопасить (в том числе через инструменты владельческого контроля) и привлечь инвестора/ов через облигации.

Есть общий перечень требований к потенциальным эмитентам облигаций:

  • Минимальный размер выручки бизнеса — 120 млн. руб.;

  • Минимальный объём выпуска — 50 млн. руб.;

  • Чистый долг / EBIT (операционная прибыль) менее 3x или объём выпуска не более ½ от объёма выручки или валюты баланса;

  • Желательна отчётность по МСФО;

  • Средний темп прироста выручки (CAGR) не менее 10% за последние 3 года.

Как видите, облигации - это не всегда про крупный бизнес. В том числе и средний бизнес государство мотивирует прибегать к такому способу финансирования. В частности, предусмотрены субсидии для предприятий МСПМалого и Среднего Предпринимательства:

  • субсидирование купонного дохода - 70 % от ставки купона, но не выше 2/3 ключевой ставки Банка России;

  • субсидирование затрат на выпуск облигаций - не более 1,5 млн.руб.

Однако, и к юридической структуре бизнеса предъявляются особые требования. Биржа и инвесторы не хотят, как банки, принимать "управленку". 

С другой стороны, нет необходимости всегда идти на поводу у биржи, которая конечно хотела бы по умолчанию видеть бизнес, полностью упакованный в рамках одного юридического лица. В конце концов безопасность владения бизнесом никуда не девается. 

На что обратить внимание, если есть желание попробовать силы бизнеса на поле выпуска облигаций:

  1. Должны быть понятные юридические основания, по которым можно объединить несколько юридических лиц, показатели которых учитываются для выпуска облигаций.Например, бизнес работает в рамках нескольких ООО, совокупная внешняя выручка которых 10 млрд.руб. Чтобы заявить объём выпуска 5 млрд. (1/2 от выручки), нужно консолидировать выручку по отчётности. Если компании зарегистрированы на дальних родственников или «хороших парней», сделать этого не получится.Такое же требование относится к активам бизнеса - если мы хотим продемонстрировать имущественную стабильность, то владение имуществом должно быть понятным.Соединять все компании в одну нецелесообразно и необязательно, а иногда и невозможно по требованиям законодательства, поэтому часто речь идёт о повышении прозрачности структуры владения.
  2. Срок существования бизнеса не менее 3 лет. Нет однозначного ответа, принимается во внимание срок существования именно бизнеса (одного из юридических лиц группы компаний) или срок регистрации самого эмитента. Известны случаи, когда для выпуска облигаций создаётся отдельная компания, которая и объединяет на понятных основаниях показатели всей группы компаний. Но и требования Биржи и ЦБ РФ постоянно меняются. Поэтому окончательный ответ на конкретный момент времени даст Организатор выпуска.Компания, которая полностью сопровождает выпуск облигаций: консультирует эмитента по условиям привлечения средств, представляет интересы в диалоге с Биржей, общается с инвесторами и т.п.
  3. Открытость бизнеса и его руководителя. Выпуск облигаций предполагает не только формальные отчёты, но и регулярное «общение» бизнеса с инвесторами, раскрытие планов и перспектив, объяснение рисков и временных сложностей.
  4. Права на интеллектуальную собственность, значимые активы должны быть на понятных основаниях закреплены и оформлены. Например, потенциальному инвестору вряд ли понравится компания, которая работает под товарным знаком, оформленным на ИП - собственника. Очевидно, что это несёт риск остановки деятельности компании и/или искажения её финансовых показателей. Инвестировать в такую компанию будет рискованно.
  5. Официальная доходность бизнеса. Ведь потенциальным инвесторам необходимо продемонстрировать реальную прибыль компании, а не табличку в Exel.
  6. Налоги. В вышеперечисленных обстоятельствах они по законам физики будут стремиться к рекомендуемым значениям ФНС, которые регулярно обновляются в сервисе «Прозрачный бизнес». 


Ваша заметка
Сохранить
Назад Вперед
Наверх
Поделиться
вконтакте