Об учете в составе расходов организации затрат на приобретение спецодежды работниками

Большинство компаний на сегодняшний день приобретают для своих сотрудников спецодежду. Вполне закономерно возникает вопрос: можно ли учесть затраты на приобретение спецодежды в расходах при исчислении налога на прибыль?

Позиция налоговых органов по данному вопросу однозначна и неудивительна: если особые условия труда подтверждены аттестацией рабочих мест, а специальная одежда и иные средства индивидуальной защиты выдаются работникам по нормам, предусмотренным законодательством, то расходы на выдачу таких средств индивидуальной защиты могут быть учтены в составе материальных расходов в целях налогообложения прибыли.

Иными словами, налоговый орган, а вместе с ним и Минфин России, связывает возможность учета таких затрат в расходах только в пределах типовых норм, установленных законодательством РФ, и только при наличии аттестации рабочих мест.

По нашему убеждению, такая позиция является спорной и не вытекает из системного анализа положений законодательства РФ в связи со следующим.

Налоговое законодательство РФ позволяет налогоплательщику учитывать произведенные на приобретение средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) затраты:

- в качестве материальных расходов на приобретение "спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации" в полной сумме (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

При этом нормы Налогового кодекса РФ не связывают возможность учета в расходах данных затрат с отсутствием или наличием аттестации рабочих мест или с типовыми нормами, в рамках которых налогоплательщик должен выдавать СИЗ.

Обязанность работодателя предоставлять работникам за счет собственных средств СИЗ, а также обеспечивать их хранение, сушку, стирку, ремонт и замену в случае, если работники заняты на работах с вредными или опасными условиями труда, либо на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, установлена Трудовым кодексом РФ (ст. 221 ТК РФ).

При этом трудовым законодательством не предусмотрено проведение аттестации в качестве обязательного условия предоставления СИЗ работникам. Иными словами, непроведение аттестации рабочих мест не освобождает работодателя от возложенной на него обязанности предоставить СИЗ работникам, занятым на работах с особыми производственными факторами, равно как и осуществлять выплату причитающихся в таком случае компенсаций.

Данный вывод также находит свое подтверждение в судебной практике.

  • обязанность работодателя обеспечивать работникам безопасные условия труда носит приоритетный характер и существует вне зависимости от факта проведения аттестации (Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2010 г. по делу №А-32-56326/2009-23/769);
  • при этом трудовым законодательством не предусмотрено проведение аттестации в качестве условия предоставления компенсации за вредные условия труда. Непроведение аттестации работодателем не освобождает его от обязанности предоставить компенсацию работнику в дни фактической занятости на работах, связанных с наличием на рабочем месте вредных производственных факторов (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.05.2012 по делу N А19-11749/2011).

Выдача СИЗ осуществляется по типовым нормам, установленным Правительством РФ (1). В данных документах содержится наименование должностей (профессий) и соответствующий им перечень СИЗ с определенной нормой выдачи.

Отсюда закономерно возникает следующий вопрос: может ли организация учесть в расходах затраты на СИЗ, выданные работникам профессий (должностей), не поименованных в типовых нормах, либо учесть их сверх установленных норм выдачи?

По логике налоговых органов налогоплательщик вправе включать в состав расходов затраты, на приобретение СИЗ лишь в пределах установленных норм и только для работников профессий (должностей), поименованных в типовых нормах.

Как показал анализ многочисленной арбитражной практики, суды не разделяют позиции налоговых органов по данному вопросу. Принимая решения в пользу налогоплательщиков, суды руководствуются следующими аргументами:

- правила выдачи средств защиты не устанавливают запрета по собственной инициативе работодателю создавать работникам более выгодные условия работы и обеспечивать их средствами защиты выше установленных норм, а также выдавать специальную одежду работникам по специальностям, не поименованным в Типовых правилах. Положения о возможности замены одних средств защиты на другие также не ограничивает работодателя в выборе лучших средств защиты.

Приобретенная Обществом спецодежда используется работниками в процессе выполнения их служебных обязанностей, то есть в производственном процессе (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.12.2012 по делу № А45-15510/2012);

- отраслевые положения не могут ограничивать действие НК РФ, не устанавливающего требований о законодательном регламентировании перечня спецодежды, подлежащей учету в целях налогообложения налогом на прибыль, поскольку указанные нормы не являются актами законодательства о налогах и сборах. Установление того факта, что расходы общества на приобретение форменной одежды являются экономически обоснованными, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, доказывает отсутствие у налогового органа правовых оснований для принятия решения по доначислению налога на прибыль. (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.02.2008 N Ф03-А59/07-2/5933 по делу N А59-4955/06-С15);

- производственный характер расходов, их направленность на предотвращение и снижение воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов и исключение производственного травматизма (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2009 № 15АП-11608/2009 по делу № А53-3903/2009).

Трудовой кодекс РФ предоставляет работодателю право с учетом мнения первичного профсоюзного органа или иного представительного органа работников самостоятельно устанавливать нормы бесплатной выдачи СИЗ работникам, улучшающие, по сравнению с типовыми нормами, защиту работников (абз. 2 ст. 221 ТК РФ).

Для этого работодателю необходимо провести аттестацию рабочих мест по условиям труда и принять локальный нормативный акт, устанавливающий нормативы выдачи СИЗ, не предусмотренные типовыми нормами (п. 6 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты").

Таким образом работодатель вправе самостоятельно установить на своем предприятии наименование должностей (профессий) и нормы выдачи СИЗ, исходя из индивидуальных особенностей его деятельности, а также количественных и качественных потребностей в СИЗ. Главное, чтобы такие нормы не ухудшали положения работников, по сравнению с типовыми нормами. Обращаем внимание, что в данной ситуации проведение аттестации рабочих мест по условиям труда обязательно. Однако, в случае, когда работодатель обеспечивает работников СИЗ в соответствие с установленными Правительством РФ типовыми нормами, проведение аттестации рабочих мест, по смыслу законодательства, не требуется.

Сноски:

1. Постановления Минтруда России от 18.12.1998 № 51; от 30.12.1997 № 69; от 29.12.1997 № 68; от 11.08.2011 № 906н и пр.

Обсудить материал с автором...