Банки сообщат ЦБ о сомнительных клиентах в других кредитных организациях: Топ-3 taxCOACH за 1-7 сентября 2016

1. Минфин упрощает сроки и порядок закрытия счетов сомнительных клиентов

Минфин планирует внести изменения в Гражданский кодекс, которые упростят для банков процедуры закрытия счетов клиентов в одностороннем порядке. Новации коснутся как неиспользуемых в течение определенного срока счетов граждан, так и юрлиц, в том числе и c остатками денежных средств на них. 

Среди новаций можно выделить три основные:

Первая — разрешение закрывать в одностороннем порядке неиспользуемые счета с остатками денежных средств как юрлиц, так и физлиц. Сейчас такой счет банк не может закрыть в одностороннем порядке, даже если владелец счета не пользуется им много лет.

Вторая новация — разрешить банкам закрывать счета с нулевым остатком, по которым в течение года нет движения (сейчас — более двух лет).

Третья — право банка расторгнуть с клиентом договор в одностороннем порядке, если клиент нарушает положения закона о противодействии легализации преступных доходов (115-ФЗ), уведомив клиента за месяц или меньший срок, предусмотренный в договоре. Сейчас банки прекращают операции по счету сразу после выявления нарушений, но при этом закрытие счета происходит лишь спустя 60 дней после уведомления клиента.

Возможность расторгать договора "живых" счетов при нарушении клиентами 115-ФЗ без отсрочки важна для банков. Новация направлена на защиту от исков со стороны несогласных клиентов. 115-ФЗ дает банкам право расторгнуть договор, но ГК не позволяет этого сделать ранее, чем через 60 дней после уведомления клиента. В эти дни договор банковского счета еще действует, и клиент может оспорить решение банка о приостановлении трансакций, взыскать убытки. Если же появится возможность определить в договоре, что он расторгается сразу после отказа в проведении двух сомнительных с точки зрения банка трансакций, то будет действовать принцип свободы договора и оснований для претензий не останется.

2. ЦБ разошлет по финансовым организациям списки подозрительных клиентов

Центробанк будет рассылать по банкам и некредитным финансовым организациям (включая страховщиков, негосударственные пенсионные фонды, микрофинансовые организации, ломбарды и участников рынка ценных бумаг) данные о клиентах, которые были замечены в попытках провести сомнительные операции, следует из положения регулятора, опубликованного в среду в «Вестнике Банка России».

Регулятор активизировал эту работу, несмотря на формальное сокращение объемов таких операций. Регулятор впервые делает столь масштабный шаг в предупреждении сомнительных операций для всех сегментов финансового рынка. Сейчас банки сообщают в Росфинмониторинг об отказе проводить ту или иную операцию клиента или заключать с ним договор, если у банка есть подозрения, что эти операции могут быть связаны с отмыванием доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма. Уведомляют они и о расторжении договора счета или вклада, если повторно отказывают клиенту в сомнительных распоряжениях.

Данные, аккумулированные в Росфинмониторинге, намерен получить Центробанк, чтобы рассылать всем участникам финансовых рынков в виде зашифрованного сообщения, следует из текста документа. Рассылка начнется в 2017 г. Это снизит издержки банков по идентификации клиентов, которые уже были идентифицированы в других банках и получили отказ в открытии счетов. Каждую операцию такого клиента будет анализировать комплаенс-контроль и если банк увидит риск, то с 99%-ной вероятностью откажет в открытии счета. 

Банки попали под перекрестный контроль: борьбу с отмыванием усилят через общих клиентов

На днях на сайте Ассоциации российских банков было обнародовано письмо ЦБ, в котором была оглашена трактовка антиотмывочного закона (пишет Коммерсантъ). В борьбе за избавление банковского сектора от сомнительных клиентов, отмывающих преступные доходы и занимающихся незаконной обналичкой или выводом активов, ЦБ превзошел сам себя. Согласно недавним его разъяснениям, банкам нужно тщательно следить не только за своими клиентами, но и за чужими и о сомнительных операциях последних также информировать Росфинмониторинг. Сопоставляя данные от разных банков об операциях одних и тех же клиентов, финразведка и ЦБ смогут выявить недобросовестных борцов с отмыванием среди банкиров.

В ситуации, когда клиент одного банка, одновременно являясь клиентом другого банка, совершает в последнем операции, подлежащие обязательному контролю, сведения о таких операциях, если они стали ему известны, первый банк должен направлять в Росфинмониторинг. Антиотмывочный закон N115-ФЗ к операциям, подлежащим обязательному контролю, относит сделки с недвижимостью на сумму более 3 млн руб., снятие со счета или зачисление на счет сумм более 600 тыс. руб., перевод на счета физлиц более 600 тыс. руб., лизинговые сделки, беспроцентные займы, перечисление средств по поручению клиента некредитной организации и т. д.

Тот факт, что эта информация будет дублировать аналогичные сведения от банка, в котором проводились операции, власти не беспокоит. В законе N115-ФЗ нет "изъятий в отношении операций клиентов кредитной организации, совершенных в других кредитных организациях", говорится в письме ЦБ. Более того, такая трактовка имеет смысл - усовершенствовать борьбу с сомнительными операциями клиентов банков. "Интерес представляют как раз случаи, когда один банк сообщил о ставшей ему известной сделке или операции его клиента в другом банке, а сам банк, в котором эта трансакция была проведена — нет", сообщил источник в ЦБ. Если по какому-либо банку будет выявлено значительное количество трансакций, о которых он умолчал, это может стать основанием задуматься о качестве его работы в рамках противодействия легализации. А недостаточное качество ПОД/ФТ (противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма) в банке — это одно из наиболее распространенных оснований для отзыва у банка лицензии.

3. Верховный суд сразу в двух делах поставил налоги перед расходами на производство

Верховный суд впервые разъяснил, как банкроты могут тратить деньги во время конкурсного производства: можно ли расплачиваться по контрактам в ущерб налогам.

Решения он вынес по спорам сразу двух компаний с налоговиками – ОАО «Специальное конструкторское бюро турбонагнетателей» (СКБТ) и ООО «Неманский ЦБК», пишут "Ведомости".

Арбитражный управляющий СКБТ потратил за четыре года работы компании во время конкурсного производства 274 млн руб. – в 3 раза больше налогового долга, а управляющий Неманского ЦБК – за семь лет 2 млрд руб. при налоговой задолженности в 548,1 млн. В обоих делах налоговики решили, что была нарушена очередность выплат - расходы на производство следовало отнести к четвертой, а не третьей очереди, т. е. поставить их после расчетов с бюджетом.

СКБТ утверждало, что расходы были нужны для сохранения имущества, чтобы выгодно его продать, прекращение работы привело бы к массовым увольнениям, а за счет прибыли компания могла бы расплатиться с текущими долгами. Суды всех трех инстанций поддержали компании, но Верховный суд в обоих случаях принял сторону налоговиков и направил дела на новое рассмотрение.

Компании слишком долго работали в состоянии конкурсного производства и не платили налоги – это можно считать уклонением от них, следует из решений Верховного суда. Кроме того, нельзя относить все расходы на ведение бизнеса к эксплуатационным платежам, то есть необходимым для сохранения производства, указал Верховный суд.

Конкурсные производства шли больше семи и четырех лет, деньги тратились не на сохранение имущества, а на ведение бизнеса, указали в ФНС.