Банкротства в развитых регионах России в 2015 году: аналитика taxCOACH®

По данным сайта bankrot.fedresurs.ru, в первой половине 2015 года число банкротств бизнеса в России выросло на 15%. Рост банкротств принято связывать с ухудшением экономической ситуации в стране. Но это средняя температура по больнице.

Аналитическая служба taxCOACH® оценила, как  складывается ситуация с банкротствами в ключевых российских регионах.

В качестве ориентира мы выбрали регионы с городами-миллионерами, в которых развивается Средний бизнес из разнообразных отраслей экономики. В России 15 городов-миллионеров. Среди них такие города как Екатеринбург, Новосибирск, Казань, Челябинск, Уфа, Самара (эксперты taxCOACH® активно работают со Средним бизнесом в каждом из этих городов). За скобками мы оставили Москву и Санкт-Петербург. 

Лидером по количеству заявлений о банкротстве, поданных в первые шесть месяцев 2015 году, стала Ростовская область (569 обращений). На втором месте Свердловская область (531 заявление), а на третьем Татарстан (487 заявлений). Для удобства восприятия информации мы составили для вас таблицу: 



Если сравнить год нынешний с тем же периодом 2014 года, то прирост банкротств в Свердловской области составил 23% (в июне 27%), в Ростовской области количество возбужденных дел о банкротстве выросло на 34%. А вот в Татарстане, напротив, наблюдается небольшое снижение процедур банкротства (на 2,5%). Казалось бы, Татарстан - один из признанных лидеров среди российских регионов в сфере поддержки бизнеса, и именно этим можно было бы объяснить его положительную динамику в сфере банкротств компаний. Однако это вовсе не единственный регион, где количество возбужденных дел о банкротствах снижается. 

Так, число новых банкротств снизилось в 2015 году в Башкирии, Челябинской области, Красноярском крае, Тюменской области (221 дело в этом году против 240 дел за тот же период 2014 года). И даже в таком сравнительно депрессивном регионе как Курганская область (62 против 84 дел). А в нефтедобывающем Ханты-Мансийском автономном округе, напротив, число дел о банкротстве подскочило на 86% (163 против 303 за январь - июнь 2015 года). Из регионов с городами-миллионерами кроме Свердловской, Ростовской и Волгоградской областей обращает на себя пристальное внимание Пермский край (количество новых процедур выросло на 68%).



В итоге можно констатировать, что по динамике банкротств регионы друг от друга отличаются. В одних регионах бизнес находится в более тяжелых условиях, а в других чувствует себя лучше. По данным Коммерсанта, в целом в России за первую половину 2015 года число предприятий, которые сообщили о своем банкротстве, выросло до 7,6 тысяч, а еще два года назад их было 5,6 тысяч. В кризис 2009 года пик банкротств пришелся на самый конец года и даже на начало 2010 года, то есть лаг между пиком кризиса и пиком банкротств оценивался примерно в полгода.

Экспертиза Центра taxCOACH®:

Напомним, сейчас процедура банкротства стала во многом неуправляемой. С 1 октября 2014 года в отношении контролирующих лиц банкрота действует презумпция виновности: теперь они должны сами доказывать, что банкротство наступило не по их вине, иначе будут привлечены к субсидиарной ответственности. Должник, подающий заявление о банкротстве, теперь не вправе выбрать себе подходящего арбитражного управляющего (проконтролировать процедуру банкротства стало сложнее). Кредиторы же, напротив, получили широкие полномочия по защите своих интересов. В том числе, теперь кредиторы вправе самостоятельно оспаривать сделки должника-банкрота в обход арбитражного управляющего.

Налоговые органы активно включаются в процедуры банкротства: по данным статистики, в 10% случае банкротство компании возбуждается именно по заявлению налоговиков.

Одновременно инициируется возбуждение уголовного дела о преднамеренном банкротстве, о сокрытии имущества от взыскания, и взыскании задолженности с взаимозависимых компаний.  Это делается для того чтобы отвлечь ресурсы должника и побудить его погасить задолженность. Кроме того, с 2015 года налоговые органы активно взыскивают задолженность банкротов («брошенных» компаний) с компаний-двойников, созданных контролирующими бизнес лицами для продолжения деятельности.

А с 1 октября 2015 года вступает в силу закон о банкротстве физических лиц. А значит, принципиально меняется положение бенефициаров бизнеса, привлеченных к субсидиарной ответственности. Именно собственники бизнеса потенциально основные «жертвы» нового закона, а вовсе не покупатели телевизоров и смартфонов в кредит. Если раньше, когда у собственника банкрота не было имущества, единственное «неудобство» для него было связано с запретом выезда за рубеж, то с 1 октября 2015 года у кредиторов банкрота появляются достаточные инструменты для того, чтобы оспорить сделки бенефициара (включая договоры дарения и брачные контракты).