Данная рассылка будет полезна российским компаниям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность по экспорту или импорту товаров и желающим оптимизировать законными способами налогообложение дохода в РФ.
Одним из инструментов международного налогового планирования, который позволяет минимизировать налоговую нагрузку хозяйствующего субъекта является договор транспортной экспедиции.
В соответствие со ст. 801 Гражданского кодекса РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Суть данного инструмента заключается в следующем.
Российская компания, экспортирующая или импортирующая товары, заключает договор транспортной экспедиции с дружественной иностранной компанией-экспедитором, зарегистрированной в низконалоговой юрисдикции (не обязательно офшор). Привлекательность данного договора заключается в возможности снижения налогооблагаемого дохода российской компании. Это вызвано двумя факторами.
Во-первых, возможностью достаточно широко прописать условия о предмете договора, а также порядке его исполнения, с учетом индивидуальных особенностей конкретного хозяйствующего субъекта.
Предметом договора транспортной экспедиции могут выступать:
организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом;
обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза;
обеспечение отправки и получение груза.
Кроме того, в качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения.
Во-вторых, эксклюзивностью данных услуг, что в свою очередь, позволяет достаточно гибко подойти к формированию цены по договору. При этом обосновать нерыночность цен будет достаточно сложно.
На территории РФ не будет возникать налогообложения доходов иностранного экспедитора. Данный доход будет облагаться налогом на территории того государства, резидентом которого является экспедитор. Два важных момента, которые здесь необходимо учитывать:
такой иностранный экспедитор не должен иметь постоянного учреждения на территории РФ;
услуги должны оказываться за пределами РФ.
В практике встречались случаи, когда налоговые органы пытались привлечь налогоплательщика к ответственности и доначислить налог на прибыль, квалифицируя экспедиционные отношения как отношения по международной перевозке, в связи с чем, российская компания, при перечислении вознаграждения иностранному экспедитору обязана удержать и перечислить налог в бюджет по ставке 10 %.Под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами РФ.
Дело в том, что в силу предписания пп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы от международных перевозокПод международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами РФ. относятся к доходам из источников в РФ и подлежат обложению налогом у источника выплаты.
Однако сложно согласиться с позицией налоговых органов, поскольку по нашему убеждению, транспортно-экспедиторские услуги имеют иную природу, нежели чем услуги по международной перевозке.
Кроме того, анализ судебной практики показал, что суды в этой ситуации принимают решения в пользу налогоплательщиков, указывая на то, что доходы от международных перевозок не включают доходы от оказания экспедиторских услуг.
Из постановлений арбитражных судов…
«Требование удовлетворено, так как доходы от международных перевозок не включают доходы от оказания экспедиторских услуг, поэтому к ним не применяется порядок налогообложения от источника выплат в РФ, в связи с чем у российской организации не возникает обязанности по удержанию налога на доходы организаций из средств, выплачиваемых иностранной компании по договору транспортной экспедиции».Под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами РФ.
«Поскольку иностранная компания оказывала заявителю услуги экспедитора на территории Финляндии, оснований для начисления налога на доходы иностранного юридического лица не имелось».Под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами РФ.
Таким образом, привлечение иностранного экспедитора компаниями, основная часть прибыли которых связана с импортом (экспортом) товаров имеет под собой разумные экономические и деловые цели, которые гармонично вписываться в реальные бизнес-процессы.