ФНС разъяснила инспекциям, как проводить проверки и доказывать незаконные схемы: Топ-3 taxCOACH

1. ФНС разъяснила инспекциям, как проводить проверки и доказывать незаконные схемы

ФНС направила в территориальные инспекции письмо, в котором разъяснила, как проводить проверки и доказывать незаконные схемы, пишут Ведомости.

Служба призывает ослабить давление на бизнес и перестать доначислять налоги за формальные нарушения – например, неверную подпись в документах.

Инспекциям надлежит выяснять реальность совершенной операции либо устанавливать взаимозависимость компании с контрагентом или подконтрольность ему. Замруководителя ФНС Сергей Аракелов объясняет появление письма ростом числа дел, пересмотренных службой в досудебном порядке. Также ФНС указывает на новые критерии, по которым компании и налоговики должны проверять контрагентов, уточняя, что проверки подлежит только первый контрагент в цепочке, но именно он должен оказать услугу, а не передать ее на субподряд. Следующий шаг – закрепить определение недобросовестного поведения в Налоговом кодексе РФ, говорит Аракелов.

Юристы положительно оценивают новый подход ФНС – по их словам, из-за "пробюджетной позиции судов" бизнес практически перестал судиться: за 2016 год было рассмотрено в три раза меньше дел с участием налоговиков, 82% от суммы их требований были удовлетворены.

2. Обсуждение налогового маневра решено отложить

Налоговый маневр – повышение НДС до 22% и снижение страховых взносов до 22% – год не будут обсуждать, сообщили «Ведомостям» три федеральных и один высокопоставленный чиновник. Решение принято на совещании у председателя правительства Дмитрия Медведева. В этом году по маневру не будут приниматься никакие законопроекты. Хотя с повестки дня он не снят, предупреждает один из чиновников. А другой уверяет, что обсуждение даже продолжается: есть поручение президента в 2017 г. обсудить налоговые предложения, а в 2018 г. их принять. Следующий этап – обсуждение полного пакета налоговых новаций.

Маневр был в целевом варианте прогноза экономического развития на 2018–2020 гг.. Именно его министр экономического развития Максим Орешкин называл реалистичным сценарием. В 2016 г. президент отклонил идею Минфина снизить ставку взносов до 26% к 2019 г., а НДС – повысить до 20%. Взносы – не налог, а отложенный заработок, маневр повлечет за собой снижение стоимости труда, что прямо противоречит идее развития человеческого капитала: социально незащищенный работник никогда не будет производительно трудиться и никогда не станет драйвером экономики.

3. Актуальная позиция ФНС по участию в банкротствах

Анализ показал, что 90% поступлений в результате процедуры банкротства дают всего лишь 5% должников, другие 25% должников – 10% поступлений, 70% должников не дают в бюджет ничего: результатом процедуры банкротства таких должников является, как правило, списание задолженности, рассказал на конференции Вадим Солдатенков, заместитель начальника управления обеспечения процедур банкротства ФНС.

Общими причинами таких цифр являются отсутствие или недостаточность у должников конкурсной массы; недостаточная прозрачность торгов; вывод должниками активов в иностранные юрисдикции; нарушения со стороны отдельных арбитражных управляющих; «размытие» реестра требований аффилированными лицами.

С осени 2015 г. ФНС России начала реализовывать концепцию повышения эффективности процедур банкротства, суть которой сводится к трем базовым принципам: приоритет экономической целесообразности, сопровождение дела со стадии возникновения угрозы банкротства, противодействие использованию института банкротства для уклонения от уплаты налогов. Следствием такого подхода стало уменьшение количества процедур банкротства, инициированных ФНС России.

Если инициировать дело о банкротстве хозяйствующего субъекта, по которому не будет погашения, то в последующем арбитражный управляющий будет вправе взыскать расходы на процедуру с ФНС России: фактически процедура банкротства будет финансироваться за счет бюджета. В этом случае принцип экономической целесообразности не работает

В результате смены подхода за год поступления в бюджет от сопровождения процедур банкротства возросли с 28 млрд рублей до 64 млрд рублей. ФНС увеличило количество погашений в результате примирительных процедур: стали чаще идти на заключение мировых соглашений с теми предприятиями, которые столкнулись с тяжелой ситуацией, объективными финансовыми трудностями, но готовы исполнять свои обязательства. Также, по словам представителя ФНС России, возросли показатели по погашению текущих платежей в делах о банкротстве, по добровольной уплате должниками имеющихся задолженностей после инициирования ФНС России процедуры банкротства.