«Хрен вам, а не форс-мажор». Обращение Ярослава Савина

yaroslav_savin.jpg

Ярослав Савин, руководитель Центра taxCOACH:

Меня иногда упрекают в том, что слишком критикую условия ведения бизнеса в России. Мол, это все равно, что публично поливать грязью собственную жену. Язвительно называют «либерастом»… но я таких слов не знаю. Я просто люблю свою страну (и жену, кстати, тоже). Может, поэтому и критикую. От небезразличия. Как от небезразличия к российскому бизнесу 11 лет назад решил, что «структурирование бизнеса» - это невероятно важно и, порой, спасительно. Хотя тогда о таком термине молчал даже всезнающий Интернет - не было такого термина потому что.

И вот случилось «ЭТО». Оказывается, то, что нас с вами не устраивало раньше - какой-то жалкий детский уровень. Не правда ли? Правда! Как и то, что опытные компании, в отличие от 2008 года, встретили случившееся гораздо сдержаннее. И это круто, хотя всем очевидно - экономический кризис (который придет как вторая ударная волна вслед за карантином и прочими ограничениями) будет куда серьезнее.

К сожалению, правда и то, что меры экономической поддержки, объявленные ранее и теперь обретающие форму законов и постановлений, совсем не те, на которые вы надеялись. МЫ надеялись. Даже снижение страховых взносов вовсе не «вдвое», как мы услышали от НЕГО, как писали СМИ. Согласно законопроекта в Думе, пониженная ставка касается только той части заработной платы, которая превышает МРОТ. Всевозможные отсрочки по уплате тоже коснутся лишь избранных. Правительство, не без умысла продемонстрировать все богатство защитных мер, называет 22 отрасли. Хотя в их списке реально девять. А этого мало, поскольку очевидно, что в среде МСБ почти не найдется тех, кто не потеряет катастрофически. Мягко говоря.

Даже с давно ожидаемым «форс-мажором», под которым вы понимаете некое признание имеющихся обстоятельств чрезвычайными, делающими для многих выполнение обязательств невозможным, совсем все не гладко. Никакого официального документа, на такие обстоятельства указывающего, до сих пор нет.  
И скорее всего не будет. Справки, выдаваемые ТПП, не в счет. Они лишь (иногда) помогают избежать ответственности за неисполнение обязательств в виде процентов и убытков. Но, повторюсь, вы ждете не этого.

Приостановление налоговых проверок, объявленное до 1 мая - тоже слабое утешение. Тем более, что именно СЕЙЧАС со всей страны мы получаем запросы на сопровождение проверок в стадии предпроверочного анализа. Никто про вас не забыл! Скорее наоборот.

Те немногие экономические меры, снижение страховых взносов, например, чего-то стоят. Добавим потери Пенсионного фонда от сокращения зарплат и людей. Приправим дополнительными тратами из бюджета на борьбу с пандемией непосредственно: 50 миллиардов туда, 50 миллиардов сюда. Украсим катастрофическим падением цен на нефть, которые сводят на нет налоги и пошлины с отрасли. Падение ВВП…то и сё… Все вместе они лишают бюджет триллионов рублей, которые необходимо будет где-то взять.

И я опущу лирику про то, что и в текущем моменте под аккомпанемент грозных обещаний «бдить и наказывать» на бизнес уже переложена плата за некоторые, хотя очень важные, шаги, но которые бизнесом уже были оплачены. Разве мы все вместе не скидывались на коллективную безопасность? Война, пандемия… разве государственная безопасность не есть благо в обмен на безусловную обязанность платить налоги?

Однако пройдет совсем немного времени, и к вашим сегодняшним проблемам добавится еще одна - необходимость вновь пополнять бюджет вне зависимости от текущего состояния вашего бизнеса. Это будет обязательно. Просто смиритесь. И закладывайте в расчеты, когда будете взвешивать сохранять бизнес или нет, например.

Не мне вас учить, как делать бизнес и выбираться из кризисной ситуации. Но вот чему меня научили события 2008-2009 годов, так это тому, что проблемы и опасения не должны выливаться на сотрудников и партнеров. Это персональная зона ответственности «большого босса». И только. И вообще мне интуитивно кажется, что в текущем моменте главные дяди любого бизнеса должны максимально отстраниться от рутинных процессов, очистив голову, замкнув на себя ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО нетривиальное и/или борьбу со штормом.

Мы внимательно следим за всеми законопроектами, касающимся условий ведения бизнеса. И не пишем о них лишь потому, что существует принципиальная разница между провозглашенным и реальным. Разумеется всю достоверную, вступающую в силу информацию, мы обобщим для вас в очередной Гид, с которым будет удобно работать.

И вообще, Центр taxCOACH работает почти в штатном режиме, особенно учитывая, что за 11 лет мы привыкли «фигачить», находясь в постоянных командировках вдали от офиса. 

На все ваши запросы и заявки мы ответим в расширенном временном режиме - с 6:30 до 19:30 МСК.

Также расширен перечень тем для первичных БЕСПЛАТНЫХ консультаций. Мы готовы дистанционно (устно через Skype и Wickr или письменно через мессенджеры) пообщаться с теми компаниями, которым требуется оперативная информация по вопросам, относящимся к компетенциям Центра. Время бесплатной устной консультации - 20-30 минут.

Проекты по структурированию (пока не введен режим чрезвычайной ситуации) выполняются в обычном режиме. Необходимые для этого командировки согласовываем индивидуально - в зависимости от региона и отрасли. Это одновременно и страшно, и весело, если честно. В крайнем случае - часть интервью проводим дистанционно, благо конфиденциальных каналов связи достаточно. Это касается и презентаций готовых проектов, а также услуг, связанных с сопровождением налоговых проверок.

И вообще, на моей памяти это седьмой кризис. И его переживем. Не без потерь, но переживем.

Здоровья вам и да прибудет с вами Удача, она нам всем теперь понадобится…