Комитет ГД по бюджету одобрил ко второму чтению законопроект о необоснованной налоговой выгоде: Топ-3 taxCOACH

1. Сроки ввода единого электронного реестра ЗАГС могут передвинуть

Срок ввода единого электронного реестра ЗАГС может быть передвинут на восемь месяцев, пишет Коммерсантъ. В 2016 году Госдума приняла закон, предусматривающий создание федерального ресурса, в который планируется включить базовые сведения о человеке (Ф. И. О., дата и место рождения, для умершего - и дата смерти), основные идентификаторы из других ресурсов - ИНН, СНИЛС, номер паспорта и водительского удостоверения. Оператором создания и эксплуатации системы была назначена ФНС.

Для создания реестра начата работа по переводу в электронную форму всех актов гражданского состояния, хранящихся на бумаге. Завершиться она должна до 31 декабря 2019 года. Полностью единая база сведений о населении РФ должна была заработать к 2025 году. Однако Минюст до сих пор не утвердил требования к форматам электронных ЗАГС. Из-за этого разработчики информационных систем начали оцифровывать базы документов, применяя различные форматы, и теперь записи не могут быть использованы для внесения в единый реестр. Поэтому Минфин в новом законопроекте предлагает передать ему полномочия по формированию требований к документам. Также ведомство предлагает перенести сроки перевода в электронный формат актовых книг ЗАГС. Ведомство считает, что срок окончания работ нужно отложить с 31 декабря 2019 года до 31 августа 2020 года. Также Минфин предлагает перенести на восемь месяцев начало действия норм о ведении единого реестра — до 1 сентября 2018 года и процесса оптимизации процедур оказания госуслуг по регистрации актов гражданского состояния — до 1 сентября 2020 года.

Контроль и надзор

Между тем, по данным Минэкономики, в 2016 году общее число проверок уменьшилось на 22%, до 1,68 млн. В лидерах по числу проверок в прошлом году - МЧС (241 тыс.), Роспотребнадзор (235 тыс.), ФНС (184 тыс.), Ростехнадзор (136 тыс.) и Роструд (134 тыс.). На эту пятерку приходится более 78% всех проверок. Все они в разной степени сократили число контрольных действий в отношении бизнеса. Впрочем, если сравнивать итоги прошлого года с данными 2014-го, то у некоторых ведомств, например, у Роструда и Росздравнадзора, количество проверок даже выросло. 

Результат реформы контроля и надзора - сокращение числа плановых проверок: с 888 тыс. в 2015 году до 602 тыс. в 2016-м (с одновременным снижением их доли в общем количестве с 41,2% до 36%). Одновременно растет доля внеплановых - с 59% до 64% (при снижении их количества с 1,3 млн в 2015 году до 1 млн в 2016-м). «Внеплановые проверки являются основной формой исполнения контрольно-надзорных полномочий», - отмечается в докладе Минэкономики. Наблюдается также перевод проверок с федерального на региональный уровень. С 2013 года доля проверок на уровне субъектов РФ выросла с 21% до 37%.

Контролирующие органы стали изощреннее. Например, растет объем внеплановых проверок, которые проводятся «по иным основаниям» (вне рамок закона №294 о защите бизнеса при осуществлении госконтроля), - на их долю в 2016 году пришлось почти 16% всех внеплановых проверок (в 2015 году - 13%). 

2. Комитет Госдумы по бюджету одобрил к принятию во втором чтении законопроект о необоснованной налоговой выгоде

"Ведомости" рассказывают о новой версии поправок в Налоговый кодекс РФ, которые закрепляют в законодательстве понятие необоснованной налоговой выгоды. Законопроект был принят в первом чтении еще в 2015 году, после чего увяз в дискуссиях и согласованиях. В минувшую пятницу поправки были одобрены к принятию во втором чтении рабочей группой экспертного совета бюджетного комитета Госдумы. Из них следует, что основаниями для предъявления претензий не могут быть формальные нарушения – например, ошибки в счет-фактурах. Однако получить вычет компания сможет только в том случае, если сделку совершил именно тот контрагент, с которым она заключила договор, или его субподрядчик. Также к вычетам не будут приниматься сделки, цель которых заключается только в уходе от налогов.

Законы и законопроекты

Между тем, законопроект № 32493-7 "О внесении изменений в статьи 1252 и 1486 части четвертой Гражданского кодекса РФ и статьи 4 и 99 АПК РФ" (о претензионном порядке разрешения споров в сфере защиты интеллектуальных прав) дополнился новой статьей, предусматривающей поправки в ч. 5 ст. 4 АПК РФ, публикует материал портал Закон

Напомним, с 1 июня 2016 г. введен обязательный претензионный порядок по всем спорам, вытекающим из гражданско-правовых отношений (кроме тех, что прямо указаны в законе). До обращения в арбитражный суд истец обязан направить ответчику претензию.

В предлагаемой новой редакции ч. 5 ст. 4 АПК РФ сфера применения обязательного претензионного порядка ограничивается гражданско-правовыми спорами о взыскании денежных средств. "Иные споры, возникающие из гражданских правоотношений, передаются на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора только в том случае, если такой порядок установлен федеральным законом или договором", - указывается в законопроекте.

Кроме того, экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен ФЗ. Наконец, соблюдения досудебного порядка урегулирования спора не будет требоваться по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, делам о несостоятельности (банкротстве), делам по корпоративным спорам, делам о защите прав и законных интересов группы лиц, делам приказного производства, делам, связанным с выполнением арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов, делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений, а также, если иное не предусмотрено законом, при обращении в арбитражный суд прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления  и иных органов в защиту публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

21 июня законопроект может быть принят в третьем окончательном чтении.

Другой интересный законопроект внесен для рассмотрения в Госдуму депутатами из "Единой России" Дмитрием Сазоновым и Николаем Николаевым. Документ устанавливает возможность заключения между участниками отношений договора займа, по которому лицо, которое передает деньги, в будущем может по своему выбору потребовать возврата или зачета всей или части суммы займа независимо от того, наступил ли срок возврата. Этот зачет делается в счет внесения вклада или в счет оплаты дополнительных акций, а равно в счет оплаты доли, части доли или акций, реализуемых компанией. Законопроект предусматривает возможность выпуска акций с размещением в течение длительного срока и под условием принятия решения о дополнительном выпуске акций, которые будут в будущем гарантированно переданы акционеру в случае заключения им договора конвертируемого займа. Проектом закона также увеличивается срок "хранения" специального пакета казначейских акций или долей в виде условия о продлении его до трех лет. 

3. Субаренду лишили выгоды: Верховный суд защитил дилера Porsche в споре с налоговиками

Верховный суд поддержал компанию-налогоплательщика в споре с ФНС, которая доначислила ей 15 млн рублей в связи с необоснованной налоговой выгодой (за счет того, что компания взяла помещения под автосалон в субаренду, а не в аренду). Все нижестоящие суды согласились с доводами инспекции, но компания дошла до Верховного суда, и его коллегия по экономическим спорам определила отменить предыдущие решения арбитражных судов и вернуть дело в суд первой инстанции.

Теперь у налогоплательщика появился шанс успешно оспорить доначисления, если инспекция не предъявит новых весомых доказательств недобросовестности. Необходимо отметить, что первоначально налогоплательщик арендовал здание непосредственно у собственника (ИП). Однако затем здание было частично реконструировано, у него появился новый арендатор, а налогоплательщик стал субарендатором. Ставка арендной платы по субаренде была выше, чем по прежним договорам аренды. Верховный суд указал, что в нормальных условиях стоимость субарендной платы всегда превышает стоимость арендной платы - само по себе это не является основанием подозревать какие-либо налоговые нарушения. Цены арендных сделок, реальность исполнения договоров инспекторами не оспаривались.

Судебная практика

Между тем, Конституционный суд принял к рассмотрению три жалобы от граждан, с которых взыскали задолженность по налогам, начисленную юридическим лицам. Это уже далеко не первая попытка оспорить в Конституционном суде практику взыскания с физлиц недоимки, которая числится за юрлицами, но до сих пор он не находил в действиях налоговиков нарушений. Практика подобных взысканий в последние полтора-два года стремительно растет и складывается в основном негативно для бизнесменов.

Аналитическая служба Центра taxCOACH