Налог за того парня и лимит по УСН в 150 млн: депутаты приняли законопроект с многочисленными налоговыми поправками

18 ноября Госдума приняла в третьем чтении законопроект с многочисленными налоговыми изменениямиhttp://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=11078-7. Как обычно, часть поправок была включены в проект уже ко второму чтению. В частности, об увеличении до 150 млн рублей максимального лимита для применения УСН с 2017 года.

Мы составили для вас список наиболее важных для среднего бизнеса изменений:

1.Выдохнули: размер ЕНВД на 2017 год остается прежним

Это позитивная новость, потому что первая версия законопроекта предусматривала увеличение коэффициентов-дефляторов ЕНВД на 2017-2019 годы. Уже со следующего года "вмененка" должна была вырасти на 5,17%, в 2018 г. – на 4,81%, в 2019 г. – на 4,09%.

Однако в правительство одумались. А точнее, рассудили, что сборы ЕНВД не большие (за 2015 г. было заплачено 79,1 млрд рублей), так что выигрыш для бюджета был бы не существенным, поэтому не стоит лишний раз травмировать бизнес. В следующем году к вопросу повышения коэффициентов-дефляторов вернутся.

2.Налог "за того парня": теперь третье лицо может уплатить налог за налогоплательщика

Налоговики придумали, как помочь расплачиваться по налогам: разрешить это делать за должника другим людям и компаниям. Изменения внесены в ст. 45 НК. При этом в Налоговый кодекс этим же законопроектом вносится и другая поправка: вернуть деньги из бюджета, уплаченные за другого налогоплательщика, третье лицо будет не вправе.

3. 150 млн рублей - максимальный лимит дохода для применения УСН с 2017 года

Можно пошутить: президент сказал, президент сделал (повысить лимит первым осенью предложил Владимир Путин). Возможности для использования в Группе компаний субъектов на УСН увеличиваются: при условии, что имеется деловая цель для применения спецрежимов. В 2017 году лимит для применения юрлицом (и ИП) "упрощенки" будет все же поменьше - 150 млн рублей. Также этим законопроектом увеличен до 112,5 млн рублей порог по доходу на одно юридическое лицо для перехода на УСН с другого режима налогообложения. Но остается не решенным Об использовании льгот на обязательное пенсионное страхование

4. Лишь 50% убытков можно перенести на будущее для уменьшения налоговой базы

Минфин затронул эту тему в Основных направлениях налоговой политики.

Первоначально законопроект предусматривал возможность уменьшить налоговую базу лишь на 30% убытков прошлых периодов. Ко второму и третьему чтению эта цифра была скорректирована до 50%. Из-за уменьшения налога на прибыль бюджет недополучил треть налога: 464 млрд из 1,2 трлн средств. 2,3 трлн руб убытка сейчас накоплено у 27 тысяч компаний в РФ. Прогноз Минфина на 2017 год: накопленных убытков останется 1,55 трлн рублей. Минусы для бизнеса очевидны: убытки могут возникать и внезапно (из-за резких скачков курсовых разниц, например). Компаниям предстоит более тщательно управлять убытками и расходами, точнее управлять издержками отдельных юрлиц и направлений в рамках Группы компаний. Риски - претензии к трансфертным ценам. 

5. 1/150 ставки рефинансирования в день! Увеличены пени при просрочке уплаты бизнесом налогов на месяц и более

Вводится прогрессирующая шкала для ставки пени в зависимости от срока просрочки. При просрочке до 30 дней ставка пени останется прежней - 1/300 ставки рефинансирования за день просрочки. Затем она вырастет для бизнеса до 1/150 ставки рефинансирования. Для ИП и физлиц ставка остается прежней - 1/300 от ставки рефинансирования. По данным ФНС на 1 августа 2016 года, из 258,1 млрд руб. долга по налоговым пеням невозможно взыскать 1,8 млрд, весь долг - 991,6 млрд. По данным Росстата, хуже всего компании платили НДС (45% долгов) и налог на прибыль (14,4%).

На компании приходится около 85% задолженности, но часть из них - фирмы-однодневки и банкроты.

6. Налог на модернизацию: быть или не быть, регионы решат сами

С 2018 г. компании могут лишиться льготы по налогу на движимое имущество. Она будет действовать лишь в тех регионах, которые ее одобрят. В 2015 г. льгота на налоге на движимое имущество сэкономила бизнесу 110,8 млрд рублей (данные ФНС). Более половины всех выпадающих доходов пришлось на 10 регионов: они недополучили около 60 млрд рублей (из них 25,6 млрд руб. – Москва). Эта льгота была введена в конце 2012 г. и касалась имущества, поставленного на баланс после 2013 г. Правительство рассчитывало таким образом стимулировать модернизацию и покупку нового оборудования. После введения льготы многие компании обновили свои фонды.

7. Налог на прибыль: теперь федеральный бюджет будет забирать 3% от сборов

Ставка налога на прибыль остается прежней - 20%. Однако теперь в федеральный бюджет будут поступать 3% от сборов налога (ранее было 2%), а в бюджеты регионов - 17%. То есть нововведение направлено на повышение сборов федбюджета. Это тем более актуально, учитывая, что сборы налога на прибыль (в отличие от собираемости НДС) не растут. Для регионов же это очевидный минус: налог на прибыль вместе с НДФЛ являются основными источниками пополнения бюджетов субъектов РФ. Ясно, что федцентр заинтересован не только в перераспределении средств, но и в повышении сборов налога с доходов в целом. Учитывая позитивные результаты, связанные с собираемости НДС в связи с внедрением АСК НДС-2, теперь пристальное внимание налоговики уделят раскрытию схем оптимизации налога на прибыль.

8. Заявительный порядок возмещения НДС при наличии поручительства взаимозависимого лица

Поправка вносится в статью 176.1 Налогового кодекса. Заявительный порядок возмещения НДС разрешат при наличии поручительства взаимозависимого лица (в качестве альтернативы банковской гарантии), однако ценз для поручителя устанавливается такой же, какой существует для заявительного порядка без банковской гарантии (от 7 млрд налогов за 3 года), также к поручителю будет предъявляться ряд других требований. Аналогичные возможности появятся для акцизов.

9. Отменен мораторий на изменений кадастровой стоимости недвижимости

Ранее регионам было запрещено до 2020 г. повышать кадастровую оценку, снижать – можно. Она зафиксирована на уровне начала 2014 г. или года, когда регион сделал ее базой для налога. Но правительство и депутаты согласились смягчить запрет – разрешить регионам самим решать, пересматривать оценку или нет и как часто это делать (сейчас – не чаще чем раз в три года и не реже чем раз в пять лет). О своем решении регионы должны сообщить Росреестру до 20 декабря 2016 г. Налог на имущество компаний рассчитывается по кадастровой стоимости с 2014 г., населения – с 2015 г. в 28 регионах, остальные перейдут на этот порядок до 2020 г. Поступает налог в бюджеты регионов и муниципалитетов. С 2017 г. регионы начнут переходить на новую систему, создавая государственных оценщиков, первые результаты их оценки могут появиться в 2018 г. Если в регионе проведена реформа и потребовалось пересмотреть некачественную оценку, то у властей должна быть такая возможность. В личных беседах чиновники признают, что более двух десятков регионов поддержали принятие поправок, есть все основания ждать переоценки с 2017 по 2020 г, указывают в ТПП. Не исключено, что кадастровая стоимость вырастет по сравнению с 2014 г., а значит, увеличится и налоговая нагрузка, опасается президент ТПП Катырин.