Рассматривая особенности планирования выездных налоговых проверок мы уже не раз отмечали, что налоговые органы в этом процессе используют специальные программно-информационные комплексы. Очевидно, что огромное количество различных показателей, по которым оценивается деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, предполагает наличие мощного математического аппарата, позволяющего не только производить их расчет, но и сопоставлять друг с другом, поскольку вручную такой объем информации обработать нереально, «Эксель» и другими стандартными программами здесь не обойтись.
В данной статье мы подробнее рассмотрим принципы работы базовой программы, обеспечивающей повседневную деятельность налоговых органов - Автоматизированной информационной системы «Налог» или АИС «Налог».
Структура этой системы совпадает со структурой самих налоговых органов и исходя из задач, решаемых на каждом уровне налогового администрирования, имеет функциональные подсистемы, позволяющие работать с различными базами данных.
На местном уровне (районные ИФНС) выделены такие стандартные подсистемы, как «регистрация налогоплательщиков», «ведение карточек расчета с бюджетом», «анализ предприятий по финансово-хозяйственной деятельности», «контрольная деятельность» и многие-многие другие.
Помимо стандартных подсистем, на базе АИС «Налог» разрабатываются и специальные, позволяющие быстро отбирать информацию из различных баз данных по заданным параметрам и производить сложные математические расчеты, например, в части планирования выездных налоговых проверок: ПИК «ВНП-отбор», ПИК «Досье рисков», ПИК «Однодневка», ПИК «Схемы» и др.
Так же через АИС «Налог» осуществляется электронный обмен информацией с другими госорганами (например, ПИК «Росфиннадзор», ПИК «Таможня», подключение к базе данных ГИБДД и т.д.) и организациями (например, прием отчетности через интернет, получение выписок по р/сч из Банков).
Таким образом, Налоговые органы фиксируют каждый шаг налогоплательщика, ставший им известным (ну, если не каждый, то они определенно к этому стремятся), а также все собственные действия в рамках осуществления налогового администрирования и контроля. Например, в АИС «Налог» загружаются все тексты актов выездных налоговых проверок, сканированные копии протоколов допросов и осмотров и т.д.
Программа позволяет проверяющим оперативно устанавливать, отражены ли контрагентом доходы либо расходы, связанные с проверяемым налогоплательщиком; имел ли фактически контрагент возможность исполнения обязательств по договору с проверяемым лицом (количество работников, сведения об основных средствах); зарегистрирован ли данный контрагент по адресу «массовой» регистрации, кто учредитель и руководитель, был ли ранее задействован в схемах ухода от налогообложения; какие контрольные мероприятия в отношении него проводились.
Эта система позволяет еще до фактического начала проведения налоговой проверки проанализировать абсолютно всех контрагентов проверяемого лица, независимо от их количества и места регистрации, выбрать «нужных» и сконцентрироваться на получении доказательств их недобросовестности, номинальности.
1) С помощью ПИК «Однодневка» из базы налогоплательщиков в автономном режиме отбираются:
Помимо того, что этот ресурс помогает вычислять налогоплательщиков, активно взаимодействующих с «однодневками», для включения их в план выездных проверок, его база данных, содержащая телефоны и адреса «номинальных» руководителей, позволяет оперативно привлекать данных лиц к проведению различных мероприятий налогового контроля (допрос в рамках выездной налоговой проверки, почерковедческая экспертиза и т. п.) и участию в судебном заседании в качестве свидетеля
2) ПИК «ВНП-Отбор». Это математический аппарат, который на основании специальной подпрограммы ПИК «Досье рисков», содержащей алгоритмы расчета критериев риска (да, тех самых), определяет по имеющейся в различных базах информации в отношении налогоплательщиков, наиболее выдающихся претендентов для включения в план выездных проверок.
Критериев риска используется 43 (в т.ч. общедоступные), каждому критерию присвоено определенное количество баллов. Всего налогоплательщик может набрать 68,3 балла (ну, и понятно, что это тот случай, кода больше - хуже)
Таких ПИКов на вооружении налоговых органов уже довольно много, они постоянно обновляются, и создаются новые под решение конкретные задач.
В заключение хотелось бы отметить еще одно важное направление, по которому идет информатизация работы налоговых органов, которое можно определить словами Кена Олсена, основателя компании Digital Equipment Corporation: «Документооборот становится по-настоящему электронным, когда из интерфейса убирают кнопку «Печать»
Начав с внедрения приема налоговой и бухгалтерской отчетности налогоплательщиков через интернет, налоговые органы все больше операций налогового администрирования переводят в бездокументарный электронный формат, который позволяет элементарно экономить на бумаге, почтовых отправлениях, сокращает время получения информации и упрощает ее дальнейшую обработку.
Налоговики, например, постепенно пытаются перейти на электронную служебную переписку между своими отделами и подразделениями. «Пытаются» ввиду свойственной закоснелости основного кадрового состава, плохо воспринимающего новые технологии. Но это дело времени, ведь система «Налог» в свое время также вызывала отторжение, а теперь налоговики не представляют, как раньше работали без нее.
Вот еще один пример: Налоговые органы с 2011г. перешли на новую систему документооборота между банками и налоговыми органами.
Приказ ФНС России от 15.03.2011 № ММВ-7-2/203@ "Об утверждении Порядка представления в банки документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" Положение Банка России от 29.12.2010 №365-П "О порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об отставках денежных средств в электронном виде"
Между ФНС и Банком России было подписано соответствующее дополнительное соглашение об электронном обмене информацией, и теперь налоговые органы, в частности, направляют запросы в Банки о предоставлении выписок по расчетным счетам налогоплательщиков через специально созданную в АИС «Налог» подсистему, а банки, в свою очередь, пересылают налоговым органам запрашиваемые выписки электронными контейнерами по защищенным каналам связи сети интернет, которые загружаются в ту же подсистему АИС «Налог», где был сформирован запрос.
В итоге, для налоговых органов стало возможным не только оперативно получать информацию о движении денежных средств по расчетным счетам налогоплательщиков, не прибегая к услугам Почты России, но это и упростило сам анализ движения денежных средств.
Если раньше (каких-то 4 года назад) налоговый инспектор подступался к порой громадным бумажным выпискам с карандашом в зубах, линейкой в одной руке и калькулятором в другой, что бы выбрать наиболее подозрительные операции с контрагентами, то теперь ему достаточно в программе АИС «Налог» в соответствующем подсистеме пропустить ту же выписку через фильтр организации, попавших в ПИК «Однодневка», и voila.