Налоговый маневр - 2017: первые предложения. Топ-3 taxCOACH за 20-27 февраля 2017 г

1. СКР предлагает увеличить срок расследования по экономическим делам

Предложения Следственного комитета России (СКР), касающиеся совершенствования полномочий следователя, обсуждаются на рабочей группе по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства при президенте, пишут «Ведомости». Такую необходимость диктует следственная практика, объясняют в СКР: объем таких уголовных дел, расследуемых ведомством, может разрастаться до нескольких сотен томов. Особенно трудно с преступлениями в сфере экономики, где приходится исследовать большой массив документов. Много времени тратится на прокурорский надзор и судебный контроль, обвиняемым и защитникам также требуется время для ознакомления с материалами дела. В итоге от положенных по закону двух месяцев на предварительное следствие остается от полутора месяцев до 16 дней. Неоднократное продление сроков отнимает у следователя немало времени и ведет к его нерациональному использованию, жалуется СКР. Поэтому, полагают в комитете, предварительное следствие по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, а также о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности должно быть закончено в срок до четырех месяцев, нужно также предусмотреть возможность его продления на шесть месяцев руководителем следственного органа.

Между тем, Генпрокуратура сообщила о самом значительном снижении уровня преступности за последние пять лет. Число зарегистрированных преступлений в 2016 году уменьшилось почти на 10% – с 2,4 млн до 2,2 млн. Надзорное ведомство объясняет, что показатели снизились, прежде всего, по причине декриминализации ряда уголовных составов, а также из-за того, что была увеличена сумма неуплаченных налогов, которая считается основанием для уголовного преследования. Судебная статистика эти данные не подтверждает.

2. Налоговый маневр - 2017: первые предложения 

Минфин, а также Минэкономразвития и Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрина предложили первый варианты так называемого налогового маневра, предложенного президентом РФ Владимиром Путиным в конце 2016 года. Идеи разные: от введения плавающей ставки НДФЛ до предоставления регионам права утверждать собственные ставки. Минфин предлагает поднять НДФЛ до 15%, но снизить страховые взносы с 30% до 21%. Минэкономразвития хочет повысить НДФЛ до 15% и ввести вычет, НДС увеличить с 18% до 21%, а страховые взносы установить на уровне 21%. В самих ведомствах отрицают наличие сформированных позиций – там подчеркивают, что дискуссия продолжается: "Ни в правительстве, ни у президента маневры со взносами, НДС и НДФЛ не обсуждались". 

По данным Ъ, Минэкономразвития спрогнозировало результаты налогового маневра по схеме "21 на 21" – снижения совокупной ставки социальных взносов с 30% до 21% при росте НДС с 18% до 21%. По мнению экономических чиновников, увеличение НДС принесет в бюджет 836 млрд рублей дополнительных доходов, или 0,91% ВВП.

Снижение ставки соцсборов приведет к выпадению 1944 млрд рублей, или 2,11% ВВП.

При этом бюджеты фондов выиграют 488 млрд рублей в год от отмены порогов по обложению ставок соцсборами. Рост налога на прибыль составит 52 млрд рублей в год.

Основные бенефициары – госуправление, сельское хозяйство, здравоохранение и образование. Их выгоды оплачивает в предложенной схеме вся неэкспортирующая внутренняя экономика.

Минэкономразвития и Минфин планируют ограничить оплату крупных покупок наличными для борьбы с теневой экономикой. Среди обсуждаемых идей – перевод на безналичный расчет сделок по автомобилям, недвижимости и предметам роскоши, запрет на выдачу зарплат кэшем. Также финансово-экономический блок рассматривает вопрос введения новых сборов. Чтобы простимулировать переход к такому методу, обсуждается муниципальный налог с дифференциацией по типу платежа – например, снижение ставки НДС при оплате посредством карты.

Предложения пока не выносились на уровень правительства, но могут войти в план Кабмина по повышению темпов роста экономики в 2018–2024 годах.

Предпринимательское сообщество предлагает свои варианты: Торгово-промышленная палата, "Деловая Россия", РСПП и "Опора России" направили премьер-министру Дмитрию Медведеву предложения к плану действий правительства по повышению темпов роста экономики на 2017–2025 годы, пишет "Коммерсантъ".

Такой документ должен быть готов к 30 мая 2017 года. Бизнес просит снизить уровень фискальной нагрузки и упорядочить неналоговые платежи: сократить либо страховые взносы, либо налогооблагаемую базу по НДС за счет исключения из обложения этим налогом фонда оплаты труда. Единый налог на вмененный доход, применение которого должно закончиться после 2020 года, бизнес предлагает сохранить. Среди других идей – увеличить отчисления в региональные бюджеты от упрощенной системы налогообложения и НДФЛ, разработать прямую инвестиционную льготу по налогу на прибыль, поддержать импортозамещение рядом других льгот, возвращать НДС предприятиям-экспортерам в течение 14 дней. Кроме того, предприниматели желали бы упрощения отчетности и моратория на принятия новых и изменение нынешних ее форм. Также предлагается распространить процедуру, похожую на оценку регулирующего воздействия, на поправки, вносимые при втором чтении законопроектов. Объединения полагают, что при законотворчестве должен действовать принцип, когда одно новое требование может устанавливаться только после отмены двух других. А повысить уровень защищенности предприниматели хотят посредством запрета на возбуждение уголовных дел по преступлениям в сфере экономической деятельности кроме как по заявлению потерпевшего.

Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил правительству рассмотреть возможность смягчения закона о деофшоризации в ответ на письмо бизнес-омбудсмена Бориса Титова, сообщают "Известия". Уполномоченный предложил изменить понятие контролируемой иностранной компании "таким образом, чтобы под него попадали только те иностранные компании, основной доход которых (50% и более) получен из источников в РФ при условии, что они контролируются российскими бенефициарами". Титов утверждает, что закон в нынешней форме спровоцировал уход добропорядочного бизнеса в другие юрисдикции из-за возросших налоговых рисков.

3. Цены контролируемых сделок может проверять только центральный аппарат ФНС

Верховный суд РФ разъяснил в обзоре практики, что цены контролируемых сделок может проверять только центральный аппарат ФНС, публикуют материал "Ведомости". Цены остальных сделок местные инспекции могут проверять лишь в отдельных случаях.

Перечень контролируемых сделок содержится в Налоговом кодексе РФ – например, это сделки между зависимыми компаниями и с доходом более 1 млрд рублей. Нынешняя практика такова, что налоговые органы исследуют самые разные сделки при помощи методов из НК РФ под видом проверки налоговой выгоды. Эксперты спорят, для какой из сторон разъяснение ВС окажется полезнее. Источник в ФНС утверждает, что до территориальных инспекций уже доведена позиция центрального аппарата: необоснованность налоговой выгоды должна подтверждаться совокупностью обстоятельств, а не только отклонением цен от рыночных.

Между тем, эксперимент с маркировкой лекарств может привести к появлению налоговых претензий к участникам фармрынка. Участники эксперимента должны передавать в информационную систему сведения о цене препарата. В систему будет передаваться цена из первичного документа, который подтверждает перемещение препарата от одного субъекта к другому, объясняет представитель ФНС. Но по факту производитель будет получать меньше указанной в договоре стоимости – например, за вычетом бонусов, объясняют участники рынка. ФНС может подумать, что компании недоплачивают налоги. Кроме того, налоговикам будут доступны данные о ввозной цене на лекарства, существенные отклонения от нее могут стать основанием для налоговой проверки трансфертного ценообразования. Также инспекции узнают о выбытии непроданных лекарств, после чего будет проще выявлять неправомерное уменьшение налоговой базы.

Верховный суд РФ смягчил условия применения налоговых льгот при внутригрупповых сделках, пишут "Ведомости". Сейчас такие сделки нередко используются для уменьшения налогов. Займы предоставляются по нерыночным ставкам, чтобы выводить средства за рубеж: дивиденды облагаются в РФ 13%-ным налогом, при переводе, например, на Кипр – 5%-ным, а при выводе капитала под видом платежей по займу налоговые издержки равны нулю. Согласно НК РФ, если займы от аффилированных лиц втрое превысили чистые активы заемщика, платежи могут быть переквалифицированы в дивиденды и на них доначисляется налог. Компании настаивают, чтобы при доначислении налоговики применяли льготные ставки по соглашениям об избежании двойного налогообложения, инспекции на это не соглашаются. Теперь же ВС указал в обзоре судебной практики, что сумма выплаченных процентов может быть и ниже предусмотренной в соглашении.