Определяем налоговые обязательства при перечислении дохода иностранной компании

Принцип «фактического права на доход» характерен для большинства современных Соглашений об избежании двойного налогообложения (далее - Соглашение). Суть его в том, что льготы в соответствии с Соглашением (в частности, в отношении «пассивных» доходов - дивидендов, процентов, роялти) распространяются на налоговых резидентов договаривающихся стран, являющихся конечными выгодоприобретателями в отношении выплачиваемого дохода.

Вы перечислили доход иностранной компании. Каковы налоговые обязательства?

С 1 января 2015 года соответствующие положения вместе с нашумевшими поправками о контролируемых иностранных компаниях включены в Налоговый кодекс РФ. Поскольку нарушение требований российского законодательства чревато, представим в виде алгоритма факторы, от которых зависит определение налоговых обязательств российской компании, выплачивающей «пассивные» доходы иностранному юридическому лицу.

Схема Центра taxCOACH для определения налоговых обязательств при перечислении дохода иностранной компании


1) Прежде всего, одного факта наличия с государством, резидентом которого является получатель дохода, Соглашения недостаточно для применения предусмотренных им пониженных ставок налога. Получатель дохода должен подтвердить, что ведет деятельность (имеет постоянное место нахождения) в этом государстве.

Поэтому первый документ, который должен быть представлен Получателем дохода, - Сертификат налогового резидентства. Такой сертификат выдается по правилам иностранного государства: в некоторых странах требования ниже, в других - выше (например, необходимо подтвердить наличие реального персонального офиса, директор должен быть резидентом, а обязательный аудит проводиться местной компанией).

Критерии налогового резидентства компании в качестве рекомендательных содержатся также в документах ОЭСР.

Это требование не является новым, поэтому в более подробном объяснении не нуждается.

2) Во-вторых, с 01 января 2015 года российская компания при выплате дохода может (что следует толковать как «должна») запросить у иностранного контрагента документы, подтверждающие его фактическое право на доход, то есть право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться этим доходом. При этом учитываются выполняемые контрагентом функции и принимаемые на себя риски.п.п. 2-3 ст.7 НК РФВ законе прямо указано на случаи «зеркального» (транзитного) перечисления денежных средств полностью или в части резиденту страны, с которым отсутствует Соглашение. В таких случаях наш иностранный контрагент не может быть признан фактическим получателем дохода.

В письме от 27.03.2015 г. № 03-08-05/16994 Министерство финансов РФ предлагает российским организациям при выплате доходов анализировать деятельность иностранной компании, принимая во внимание документы (информацию):

  • о возникновении у получателя дохода права распоряжаться полученным доходом (это могут быть, например, инвестиционные договоры, подтверждающие вложение денежных средств в проект, договор об открытии банковского депозита, справка аудитора компании о выплате дивидендов и т.п. Перечня этих документов нет как и обязательных требований к ним, поэтому подойдет то, что иностранная компания готова представить);
  • о возникновении налоговых обязательств в отношении полученного дохода, а также об отсутствии налоговой экономии в случае их дальнейшего (транзитного) перечисления;
  • о фактическом осуществлении предпринимательской деятельности в том государстве (такая информация часто нужна для получения Сертификата налогового резидентства).

Если российская компания приходит к убеждению, что ее иностранный контрагент является фактическим получателем дохода, то она выплачивает денежные средства, удерживая налог у источника по ставкам, предусмотренным в Соглашении, либо не удерживает совсем - если в Соглашении предусмотрено освобождение.письмо ФНС России от 13.04.2015 № ОА-4-17/6277@

3) Если после изучения представленных документов российский налогоплательщик не уверен, что его контрагент является конечным выгодоприобретателем дохода, его действия должны быть иными.

Если конечный бенефициар известен и он является резидентом той же страны, что и место регистрации компании - контрагента, то российский налогоплательщик выплачивает доход, применяя соглашение с этой страной, то есть удерживая налог по тем же ставкам, если бы компания - непосредственный получатель подтвердила, что имеет фактическое право на доход.подп.2 п.4 ст.7 НК РФ, Письмо Минфина России от 27.03.2015 № 03-08-05/16994

Если конечный бенефициар не известен, то российская компания при выплате дохода не может руководствоваться условиями двустороннего Соглашения и должна принимать во внимание стандартные условия Налогового кодекса России, а именно:

  • удержание налога по ставке 15 % - при выплате дивидендов;подп.3 п.3 ст.284 НК РФ
  • удержание налога по ставке 20 % - при выплате процентного дохода либо роялти.

Самая интересная ситуация разворачивается, когда бенефициар известен и он является резидентом России. Согласно буквальному толкованию НК РФ (подп.1 п.4 ст.7) в этом случае выплачивающая доход организация:

А) не удерживает налог у источника. Очевидно, логика тут такова: у иностранного государства отсутствует право на этот доход, а значит и право на налоги;

Б) при условии обязательного уведомления налогового органа по месту своего нахождения о причинах неудержания. Тем самым организация снимает с себя ответственность, перекладывая бремя уплаты налогов на бенефициара, являющегося российским резидентом.

Аналогичная позиция продублирована в Письме ФНС России от 20.04.2015 г. № ГД-4-3/6713@.

Однако позже Минфин России представил иной взгляд на эту ситуацию: российская компания должна удержать налог по ставкам НДФЛ (13 %) как при непосредственной выплате дохода российскому физическому лицу (письмо от 22.04.2015 № 03-08-05/23047). Скорей всего, такая рекомендация направлена на скорейшее поступление налога в бюджет.

Несоблюдение такого алгоритма определения налоговых обязательств влечет риски для плательщика - российского резидента. А именно чрезвычайно велик риск отказа ему в применении пониженных ставок по Соглашению и доначисления налогов в соответствии с нижеизложенными правилами. 

Напомним, что неудержание (неполное удержание) налога российским налоговым агентом при выплате дохода иностранному лицу - единственный случай, когда налоговый агент НЕ освобождается от исполнения налоговых обязанностей за свой счет.