Правительство ужесточает ответственность контролирующих лиц и руководителей компаний-должников: Топ-3 taxCOACH

1. Минфин подготовил новые Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018-2020 годы

Минфин подготовил и направил в Госдуму для обсуждения основные направления налоговой, бюджетной и таможенной политики на 2018–2020 годы, пишет Коммерсантъ. Проект «Направлений» депутаты обсудят на слушаниях 18 июля.

В вводной части Минфин фиксирует свои достижения - бюджетную консолидацию последних двух лет и скорое введение новых бюджетных правил. Далее ведомство рассказывает о преодолении последствий «мощнейшего за полвека внешнего шока», дает картину глобальной экономики (расти она будет, но медленно), говорит о равновесной цене нефти (ждать более $40–45 за баррель не стоит) и предвещает ужесточение денежно-кредитной политики центробанков (для РФ это означает удорожание внешних заимствований).

В целом внешние условия названы «сравнительно неблагоприятными». Внутренние проблемы: сложная демография, нехватка инвестиций, плохая структура расходов, неэффективные госкомпании. Это не позволит экономике РФ расти быстрее 1,5% ВВП в год.

К налоговым планам на будущее Минфин переходит в середине документа. Главный заявленный принцип - предсказуемость фискальной политики. Ее, по мысли ведомства, обеспечит бюджетное правило, отвязывающее уровень налоговой нагрузки ненефтегазовой экономики от цен на нефть. Заявлен также принцип фискальной нейтральности - неповышение налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков. Подтверждено, что все налоговые изменения будут сделаны в 2018 году «с тем, чтобы 1 января 2019 года зафиксировать новые стабильные правила на долгосрочный период».

Потенциально самая громкая новация - налоговый маневр с повышением НДС в обмен на сокращение страховых взносов. В тексте осторожно говорится о «целесообразности рассмотрения возможности создания дополнительного экономического стимула для обеления - путем изменения структуры налоговой нагрузки со снижением ставок прямых налогов на труд и повышением ставок косвенных налогов».

Цифровизация администрирования в проекте описана куда подробнее - обещано, что она даст рост собираемости и одновременно снижение административной нагрузки для добросовестного бизнеса. Среди решений: 

  • полный охват с 1 июля 2018 года розницы онлайн-кассами (часть бизнеса от этого пока освобождена), 
  • интеграция баз и систем управления рисками налоговых и таможенных органов. 
  • запуск с 1 февраля 2018 года пилотного проекта по внедрению на территории ЕАЭС механизма прослеживаемости со «сквозной» (от границы до розничного звена) идентификацией ввозимых товаров.
  • интеграция информационных массивов ФНС и внебюджетных фондов и создание федерального регистра сведений о населении. 
  • слежка за товарами (ЕГАИС, маркировка) распространится на другие товары, а пользователей офшоров выявит автообмен налоговой информацией.
Также Минфин обещает частичное возвращение инвестльготы - введение инвестиционного налогового вычета, то есть права уменьшать налог на прибыль на расходы, связанные с покупкой или модернизацией основных средств. Такой вычет будет предоставляться по решению региона в размере 50% от стоимости объекта (5% — федеральный бюджет, 45% — региональный).

Отдельным группам налогоплательщиков «Направления» обещают ужесточение режима:

  • «пресечение злоупотреблений» со стороны плательщиков единого сельхозналога (компаниям с выручкой от 150 млн руб. придется платить НДС); 
  • обладателей патентов, сдающих недвижимость (число подпадающих под льготу объектов ограничат); 
  • лиц, пользующихся освобождением от НДС при продаже металлолома.

2. Правительство ужесточает ответственность контролирующих лиц и руководителей компаний-должников

Правительство опубликовало новые поправки к принятым в апреле 2016 года в первом чтении изменениям в закон о банкротстве, в которых речь шла о новых обязанностях СРО арбитражных управляющих, пишет Коммерсантъ.

В законе о банкротстве предлагается создать отдельную главу, куда будут перенесены определение «контролирующего лица» и положения об ответственности руководителей банкрота и иных лиц с уточнениями и дополнениями. Сами нормы, ужесточающие привлечение к субсидиарной ответственности, введены в декабре 2016 года и обрели силу после 1 июля. Новые же поправки систематизируют их и содержат ряд новелл:

  • в целом определение контролирующего лица практически не изменилось, однако поправки предлагают относить к ним и тех, кто извлекал выгоду из незаконного или недобросовестного поведения лиц, имеющих право выступать от имени должника.
Более того, арбитражный суд вправе признать лицо контролирующим и по «иным основаниям». Нельзя будет признать контролирующим лицом лишь миноритария (доля менее 10%), получающего обычный доход от своей собственности;
  • предпринята в поправках попытка решить проблему фиктивного банкротства и искусственной задолженности. Отвечать за убытки перед кредиторами предлагается контролирующим должника лицам, если банкротство инициировано должником при наличии возможности погасить долги либо если должник не пытался оспорить необоснованные требования кредиторов;
  • кредиторы получат выбор, как распорядиться своим правом требования к контролирующему лицу - взыскать долг самому, продать право требования на торгах или уступить его другому кредитору;
  • самим контролирующим лицам предоставляется право заключить мировое соглашение с кредиторами и заплатить за должника добровольно. 
Поправки вводят и предельные сроки привлечения к субсидиарной ответственности и взыскания убытков. Общий срок предъявления таких исков - три года с момента, как лицо узнало о наличии оснований для этого. В некоторых же случаях требования можно будет заявлять и после завершения банкротства или прекращения банкротного дела из-за отсутствия средств, и срок может быть восстановлен спустя два года после истечения, если суд признает причины его пропуска уважительными. Имущество ответчиков по таким искам может быть арестовано судами в качестве обеспечительных мер, но только по итогам слушания.

В случае принятия поправки получат обратную силу: новые правила привлечения к субсидиарной ответственности смогут применяться к искам, поданным с 1 июля.

3. Правительство рассмотрит вопрос расширения практики согласования внеплановых проверок с прокурорами

Законопроект, дополняющий перечень требующих согласования проверок мероприятиями в сфере страхового, банковского и пробирного надзора, подготовлен Генпрокуратурой.

Генпрокурор Юрий Чайка среди нарушений называет проведение проверок по анонимным обращениям, а также попытки включить в планы проверки малого бизнеса, несмотря на надзорные каникулы. Кроме того, силовые структуры под видом гласных оперативных мероприятий могут «парализовать работу» организаций, отмечает генпрокурор.

Сейчас согласования прокуроров требуют только 3% внеплановых проверок. Из 3 млн мероприятий за 2015–2016 годы согласованию с прокурором подлежали лишь 88 тыс.

В законопроекте предлагается распространить требование согласования на страховой, пробирный, банковский надзоры, а также контроль финансовых рынков, обеспечения безопасности объектов ТЭК, обработки персональных данных и торговли. Кроме того, расширяется и перечень оснований для согласования ряда проверок - в частности, пожарного, миграционного, строительного надзора, а также антимонопольного контроля.

Другая проблема - проведение вместо проверок административных расследований, которые не требуют санкции прокурора. Обсуждается возможность приравнять такие мероприятия к проверкам, чтобы они также проходили процедуру согласования. 

Банковский контроль

Между тем, Минфин настаивает на том, что банки обязаны тотально проверять граждан при открытии счетов на наличие у них предпринимательских долгов по налогам. И тем, чьи счета были заблокированы налоговиками, отказывать в открытии счетов и вкладов в личных целях.

Ассоциация российских банков обнародовала ответ Минфина на ее запрос, посвященный запрету открывать не связанные с предпринимательской деятельностью счета и вклады тем гражданам, кто одновременно является индивидуальным предпринимателем и чей счет заблокирован по решению налоговиков. Банки обязаны проверять, не является ли клиент предпринимателем с заблокированным налоговой счетом (с помощью специальных сервисов ФНС), следует из ответа Минфина. Если да, то банки не вправе открывать этим лицам счета, вклады, депозиты. Таким образом, наличие заблокированного налоговиками счета в рамках предпринимательской деятельности является основанием для отказа в открытии счета гражданину.

Отказ в открытии счета - это юридически значимое действие, и если банк принимает такое решение, он обязан направить об этом сообщение в Росфинмониторинг. В итоге информация о полученном человеком отказе выливается в запись в так называемом черном списке, откуда стереть данные уже невозможно. Даже когда ИП заплатит налоги, подаст декларацию или восстановит общение по каналам связи с ИФНС, он по-прежнему останется в черном списке.

Налоговый кодекс разрешает блокировать счета налогоплательщиков в случае непредставления декларации, для обеспечения решения о взыскании налогов, при нарушении порядка обмена информацией с инспекцией по телекоммуникационным каналам связи.