Репортаж с бизнес-курса "Остаться в живых! Все об оптимизации среднего бизнеса" (14 - 16 ноября)

На Востоке принято считать, что в каждом времени года есть своя прелесть. Осень, золотая пора, листья сакуры опять же опадают на фоне первого снега (кому интересен этот процесс, почитайте Ясунари Кавабата, неплохой писатель). Но мы, европейцы, не всегда в состоянии ощутить и получить удовольствие от всего многообразия капризов природы. Рациональный мозг работает иначе: холодно, идут дожди, слякоть, грязь на дорогах (хотя в Екатеринбурге и избрали нового "всенародно любимого" мэра Евгения Ройзмана), первые заморозки...

Но даже название нашего бизнес-курса "Остаться в живых!" не отпугнуло от него участников (более 30 руководителей и собственников бизнеса). А может, наоборот, подстегнуло!

В этот раз мы решили не быть формалистами (для бизнеса и отношений внутри компании это вообще вредно). Вот и Вадим Ягудин берет «с места в карьер», разбивая замысловатые системы безопасности почтовых сервисов mail.ru, yandex.ru и иже с ними.

вадим ягудин разбивает мэйл ру.JPG

А все потому, что любая конфиденциальная переписка с помощью общедоступных и поулярных почтовых сервисов (например, об использовании «проблемных» контрагентов) чревата разоблачениями и (!), если повезет, тюремным заключением. Тем более, если учесть последние предложения Следственного комитета вернуть ему право самостоятельно без предварительного анализа со стороны инспекторов ФНС возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям. Поэтому, как пошутил Ярослав Савин, разговаривать о "тонких материях" лучше в безлюдном месте, отключив все гаджеты, к примеру в лесу:)

ярослав савин про договоренности в лесу.JPG

Собственно, на бизнес-курсе Ярослав Савин рассказал и о других любопытных аспектах закона № 134 – ФЗ, а это поправки сразу в 22 закона (и в Налоговый, и в Уголовный, и в Гражданский кодексы). Здесь мы не будем останавливаться на этом подробно, вот новенькая авторская колонка Ярослава Савина для журнала «Бизнес и Жизнь», а в декабрьском номере издания и вовсе будут опубликованы подробности по раскрытию банками бенефициаров российского бизнеса (вы уже, наверное, и сами поняли, что давление государства на банки растет, и теперь даже добросовестные участники рынка будут вести себя осмотрительно).

Журнал «Деловой Квартал» в своем рейтинге важнейших нововведений 2013 года, правда, уделил закону № 134 - ФЗ не так много внимания (здесь мы тоже говорим о бенефициарах, но кратко), но на самом деле это очень важные, даже ключевые нововведения для среднего бизнеса.

О первом дне бизнес-курса мы уже не раз подробно рассказывали (см. здесь и здесь). Подчеркнем, наша цель – вовсе не запугать участников, а предупредить их о всех существующих угрозах. И дать инструменты, которые позволяют обезопасить бизнес и дают ему на определенный период времени (модель бизнеса должна быть гибкой) хороший толчок для развития.

ключевые изменения для бизнеса.JPG

Безопасная Бизнес-Платформа

На картинке (вверху) изображена наша собственная концепция – «Безопасная Бизнес-Платформа». Она отражает необходимость комплексного подхода к решению вопросов имущественной, управленческой и налоговой безопасности среднего бизнеса. А также, индивидуальный выбор разрабатываемой под нужды конкретного бизнеса модели.

Вот, например, Ярослав Савин иллюстрирует с помощью второго проектора ("до чего техника дошла...") схему структурирования бизнеса одной производственной группы компаний (производственники - наши любимые клиенты!).

иллюстрация.JPG

Здесь возникает магия, когда у участников наших бизнес-курсов начинают разбегаться глаза. Все дело в том, что тема структурирования бизнеса поистине всеобъемлющая. К примеру, перед нами стоит задача выработать новую оптимальную структуру Группы компаний. Смотрим: все процессы и внутренние цепочки в Группе компаний должны соответствовать реальным отношениям внутри бизнеса? Должны. А новая структура не должна быть надуманной? Ни в коем случае! А при перераспределении сотрудников между юридическими лицами должны быть учтены аспекты, связанные с полноценным управлением организацией и сформировавшимися связями между отдельными персоналиями и звеньями? Безусловно. Все это мы при необходимости связываем с помощью сложных договорных конструкций: доверительного управления имуществом, инвестиционного или простого товарищества и так далее.

В итоге на выходе мы получаем что-то вот такое (прямо видим, как у вас начинают шевелиться извилины). Круто?)) И это далеко не полная модель реорганизации конкретного бизнеса...

итоговая модель.JPG

Вопросов, которыми мы помогаем задаваться участникам бизнес-курса, вагон и маленькая тележка. Например, у конкретного предприятия два собственника. Доли участия распределены пополам, договорились, как водится, на словах. Однако жизнь не стоит на месте, бизнес разрастается, а вот интерес партнеров к дальнейшему участию в развитии уже не одинаков, один из них решил уйти на покой и передать свою долю сыну. Но начинали-то бизнес два конкретных человека, и разрабатывая новую модель бизнеса, занимаясь его трансформацией, должны быть учтены интересы и позиции каждого из совладельцев в изменившихся условиях(к примеру, перераспределены доли из расчета 70 на 30, хотя быть миноритарием у нас в стране по традиции во всех смыслах некомфортно и небезопасно).

Кстати, раз уж речь зашла о детях. Правильно выстроенный «развод» партнеров – это тоже многоаспектный процесс. В нашей практике был такой случай. Два инженера, «белая кость», организовали компанию. Все у них было разделено поровну, даже машины были одинаковыми. Но вот у них подросли дети, у одного сын, у другого дочь, как-то на празднике встретились друг с другом и закрутились отношения, но быстро закончились. Самым пострадавшим в этой истории оказался кто бы вы думали? Неправильно, самый пострадавший – это отец девочки. В итоге партнеры были вынуждены разделить бизнес, и процесс этот занял не мало времени и не прошел «бескровно». Важно, чтобы механизмы, которые бы позволили сделать процесс возможного «развода» мирным и безболезненным, были заложены заранее. Это необходимо и с точки зрения налоговых последствий.

Диалог.JPG

На фотографии вверху увлеченно обсуждают кейсы эксперт Центра taxCOACH Екатерина Пелевина и один из участников бизнес-курса.

Те же вопросы возникают и при реальном разводе супругов, один из которых является владельцем бизнеса (право на обязательную долю в совместно нажитом имуществе в российском законодательстве никто не отменял). А еще у нас многие любят "ставить" владельцами и руководителями тех или иных юридических лиц в Группе компаний «особо доверенных» сотрудников или вовсе кого-то "со стороны". Основные постулаты семейного и наследственного права достались нам еще от Советского Союза, и это тоже необходимо держать в голове. Здесь возможно применение разных инструментов, включая, например, нормы англо-саксонского права.

Ярослав Савин и участник бизнес-курса.JPG

Повторимся, бизнес-курс у нас трехдневный и все вопросы подробно изложить "на бумаге" ох как непросто. Поэтому ограничимся пока что этим :-) Кстати, мы тут задумались о том, не сделать ли нам бизнес-курс четырехдневным? О чем не преминули спросить у участников бизнес-курсах в итоговых анкетах (пример ответственного отношения к делу всегда приятен):

анкеты.JPG

Напоследок мы вручаем наши фирменные (!) сертификаты всем прошедшим проверку "на прочность":

сертификаты.JPG

В общем, ждем ваших предложений, откликов и пожеланий!
Держите руку на пульсе!