В конце февраля ФНС РФ направила нижестоящим инспекциям Письмо Минфина от 29.12.2012 года №03-07-15/161 об оформлении счетов-фактур при оказании транспортно-экспедиционных услуг, в котором, наконец-то, прямо изложено видение финансового ведомства порядка выставления счетов-фактур при осуществлении транспортно-экспедиционных услуг. Но обо всем по порядку.
В целом, обособление функции по организации перевозки товаров в отдельное лицо в группе компаний является хорошим инструментом для:
повышения эффективности этого отдельного направления деятельности, когда такое обособление позволит самостоятельно оказывать услуги третьим лицам;
дополнительной мотивации руководителя этого направления, если он становится участником транспортно-экспедиционной компании, участвуя тем самым в распределении ее прибыли;
снижения налоговой нагрузки основной компании за счет увеличения ее расходной части на эти услуги при налогообложении прибыли (в случае обложения транспортно-экспедиционной компанией своих доходов по более низкой ставке) и т.п.
Вместе с тем, любое взаимодействие между самостоятельными хозяйствующими субъектами требует надлежащего оформления первичных документов, необходимых как в целях налогообложения прибыли, так и в целях получения вычетов по НДС, в том числе в части услуг третьих лиц. А все «родственные» компании зачастую как раз и грешат недостаточным вниманием к документообороту между собой, создавая угрозу признания налоговыми органами отношений между ними фиктивными.
Во-первых, в обязательном порядке отношения между компаниями должны быть оформлены соответствующим договором. Специальное указание на это кажется излишним, однако в практике неоднократно встречаются ситуации, когда не со всеми компаниями в холдинге подписаны договоры на уже оказываемые услуги.
Во-вторых, включая в условия договора составление дополнительных форм первичных документов, необходимо помнить о том, что эти документы также должны оформляться. Если требуется составление заявки на услугу или актов выполненных работ - то они должны быть. В противном случае, факт отсутствия предусмотренных договором дополнительных первичных документов налоговый орган будет использовать как доказательство фиктивности отношений.
В целом же, при заключении договора транспортной экспедиции стороны обязаны составлять первичные документы, предусмотренные Федеральным законом от 30.06.2003 №87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 №554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности», Приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 №23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов».
К экспедиторским документам относятся:
Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.
При этом допустимо, если данные документы оформляются в электронном виде, о чем должно быть специально указано в самом договоре.Письмо УФНС РФ по г. Москве от 27.06.2008 №20-12/060973.
Отдельный вопрос касается оформления счетов-фактур при оказании услуг транспортной экспедиции. Суть указанного письма Минфина сводится к следующему:
Если транспортно-экспедиционная компания применяет ОСН, на свои услуги (на сумму своего вознаграждения) она должна в течение пяти календарных дней, считая со дня оказания этих услуг, выставить клиенту счет-фактуру. Соответственно, если транспортно-экспедиционная компания на УСН - счета-фактуры она не составляет.
Что же касается составления экспедиторами счетов-фактур по услугам третьих лиц, приобретаемым экспедитором от своего имени, но за счет клиента, то Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1137 (далее - Правила), порядок составления счетов-фактур экспедиторами по таким услугам не установлен.
Вместе с тем, Минфин РФ указывает, что, принимая во внимание, что элементы условия договора транспортной экспедиции аналогичны посредническому договору, экспедиторы могут по услугам третьих лиц, приобретаемым ими от своего имени за счет клиента, выставлять счета-фактуры с отражением показателей счетов-фактур, выставленных экспедиторам организациями, непосредственно оказывающими эти услуги, в порядке, предусмотренном Правилами для комиссионеров (агентов).
Для этого не позднее пяти календарных дней, считая со дня оказания услуги экспедитором клиенту, экспедитору следует выставить клиенту счет-фактуру, в котором требуется указать в самостоятельных позициях виды услуг, приобретенных у третьих лиц, на основании их счетов-фактур.
Указанный счет-фактуру экспедитору необходимо составить в двух экземплярах (для клиента и для регистрации в части 1 «Выставленные счета-фактуры» журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур).
При этом в книге продаж данный счет-фактура не регистрируется, поскольку обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость со стоимости приобретаемых услуг у экспедитора не возникает. Соответственно, счета-фактуры, полученные экспедитором по приобретаемым им услугам, регистрируются в части 2 «Полученные счета-фактуры» журнала без регистрации в книге покупок.
В целях осуществления клиентом вычетов по налогу на добавленную стоимость к первому экземпляру счета-фактуры, выставляемого экспедитором клиенту, следует приложить копии счетов-фактур, полученных экспедитором от организаций, оказывающих услуги экспедитору, а также копии соответствующих первичных документов.
При составлении счетов-фактур экспедитором порядковый номер и дата составления счета-фактуры указываются экспедитором в соответствии с его индивидуальной хронологией составления счетов-фактур.
В целом, логика финансового ведомства в части составления счетов-фактур при оказании транспортно-экспедиционных услуг соответствует логике указанных Правил 2011 года в части оформления агентских отношений по моделе комиссии. Несмотря на указание ведомства на возможность, но не обязательность составления счетов-фактур на услуги третьих лиц, вероятнее всего, что впредь для получения налоговых вычетов клиентам «дублирующими» счет-фактурами от своих экспедиторов следует запастись.
При этом отмечаем, что обособление функции по доставке товаров в группе компаний не обязательно должно сопровождаться оформлением договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг. При обособлении транспортной компании необходимо подумать и о выборе системы налогообложения, и о виде опосредующего отношения договоре, и, конечно, о деловой цели такого обособления, о чем мы поговорим в следующих выпусках нашей рассылки.